Василий Сергеев (vasily_sergeev) wrote,
Василий Сергеев
vasily_sergeev

Categories:

Без заголовка

Автор - Dmitry_Shvarts. Это цитата этого сообщения
Красавицы Бориса Кустодиева

7 марта 1878 года родился Борис Михайлович Кустодиев, обеспечивший белотелым русским купчихам место в мировом пантеоне красавиц, среди рубенсовских богинь, запакованных в парчу инфант Веласкеса и очаровательных паpижанок Ренуаpа.

Кустодиева часто называют русским Рубенсом, а выражение «кустодиевские красавицы» прочно вошло в обиход и в учебники, вместе с репродукциями его «купчих». В то же время, мало кому столько доставалось во все времена от художественной критики и коллег-живописцев.

 


Купчиха и домовой, 1922

Многие спорят, чего больше в картинах Бориса Михайловича — восхищения или иронии, шутят, что, рисуя пышнотелых богинь в голодной послереволюционной России, он воспевал не их, а сытую жизнь и купеческий достаток, среди которого прошло его детство (семья Кустодиевых арендовала флигель в купеческом доме).

Сам же художник говорил, что тонкие и изящные барышни, соответствующие стандартам красоты, не вдохновляли его. Устав от многочисленных «почему», он сказал как-то:  

«Мне кажется, картина, какой бы сюжет она ни имела, будет сильна любовью и тем интересом, с каким художник хотел передать свое настроение. И почему обязательно сюжет — чтобы картина чему-то учила и что-то рассказывала. Разве не может быть картина только красивой?

В 1909 году у Кустодиева появились первые признаки опухоли спинного мозга. Несколько операций принесли лишь временное облегчение, последние 12 лет жизни художник был прикован к инвалидному креслу. Он был вынужден писать лёжа, но именно в этот период его жизни появились наиболее яркие, темпераментные, жизнерадостные произведения.

Красавица, 1915 год

Когда в 1915 году на выставках появилась кустодиевская «Красавица», других художников до обмороков бесило то, что именно перед этим полотном зрители собираются толпами и подолгу не расходятся. 


Государственная Третьяковская галерея, Москва

Пронизанную почти бесстыжей чувственностью «Красавицу» Кустодиев неоднократно повторял  в разных вариантах — это была одна из его любимых работ. 

Одну он подарил Горькому (и тот обожал эту картину), другую — написал по просьбе Шаляпина, с которым дружил. Именно шаляпинская «Красавица» на лондонском аукционе «Сотбис» ушла за фантастическую сумму — 845 600 фунтов (около 1 388 475 долл). 

Моделью для этого полотна выступила актриса МХТ Ф. В. Шевченко — будущая народная артистка СССР, орденоносец и лауреат двух Сталинских премий.


Фаина Шевченко — Марселина. «Женитьба Фигаро», МХАТ, 1927 год

Встреча Кустодиева и 20-летней артистки МХАТа случилась в августе 1914 года. В то время Кустодиев руководил мхатовскими художниками, изготовлявшими декорации к спектаклям.

Спокойная и уверенная красота Фаины показалась художнику верхом совершенства. После спектакля Кустодиев зашел к ней в гримерку и попросил позировать для своей картины — обнажённой. Поначалу актрису возмутило такое предложение, но каким-то образом художнику удалось её убедить. 

«Красавица», 1918 год

Уже прикованный к инвалидному креслу, Кустодиев нарисовал ещё несколько «Красавиц» с того самого эскиза. «Красавица», датированная 1918 годом, сейчас находится коллекции Тульского музея музее изобразительных искусств.

Красавица, 1921 год

 


Государственная Третьяковская галерея, Москва

 

 

Ещё несколько слов о модели. Не смотря на то, что внешность Фаины Шевченко не вписывалась в общепринятые представление о женском идеале красоты, актриса обладала невероятным магнетизмом — мужчины просто обожали её. 

У нее был короткий роман с Николаем Баталовым и недолгий брак с Григорием Хмарой, затем она вышла замуж за его брата — Александра, статного красавца, виртуозно игравшего на гитаре. С ним она и прожила до конца своих дней. Но хранила ли она ему верность? Тут мы стыдливо опустим глаза. Ходят слухи о её романе с Шаляпиным во время гастрольной поездки МХАТа в Париж. Говорят, муж примчался в Париж  и бегал по  городу с пистолетом в поисках Федора Ивановича. 

«Сама бабушка о романе с Шаляпиным не рассказывала, — говорит внучка актрисы. — Но некоторые факты говорят сами за себя. Фаина Васильевна до конца своих дней бережно хранила портрет известного певца. А он, в свою очередь, заказал у Кустодиева портрет актрисы».

И Борис Михайлович еще раз написал для него ещё одну «Красавицу» – ту самую, которая была продана в 2003 году почти за полтора миллиона долларов. 

Шаляпин очень любил свою «Красавицу» и увез её с собой в Париж, в эмиграцию. Последние годы картина хранилась в особняке Марфы Федоровны Шаляпиной в Ливерпуле.  21 мая 2003 г на лондонских торгах «Сотбис» распродавались раритеты русского искусства из собрания Федора Шаляпина. Среди картин Нестерова, Архипова, Головина и Коровина была и «Красавица» Кустодиева.

 


 

Работы такого класса, как «Красавица», появляются на рынке крайне редко, поэтому неудивительно, что именно вокруг этого полотна, созданного в 1919 г., развернулись настоящие баталии, которые привели к рекордному за всю историю «русских торгов» результату. 


Похоже, благодаря Кустодиеву,  и Фаина и почти через сто лет продолжает сводить мужчин с ума.

Вот ещё несколько картин художника, среди которых на первом месте, конечно, хрестоматийная «Купчиха».

Купчиха за чаем, 1918 год

 


Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

 

 

Интересно, что моделями для купчих Кустодиева часто были современные ему девушки из интеллигентной среды. Для «Купчихи за чаем» Кустодиеву позировала Г. Адеркас – студентка медицинского факультета, жившая по соседству. 

Купчиха с зеркалом, 1920 год

 


Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

 

 

Русская Венера, 1925 год

В березовой роще

Варвара, 1920

 
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Девушка на Волге, 1919 

 


Национальный музей изобразительных искусств им. Гапара Айтиева, Бишкек, Кыргызтан

 

 

Купальщица, 1921


Государственный Русский музей, С.-Петербург

Купальщица, 1922

 


Тюменский областной музей изобразительных искусств

Молодая купчиха в клетчатом платочке, 1919

 


Государственный Русский музей, С.-Петербург

 

 

Осень в провинции. Чаепитие, 1926

 


Государственная Третьяковская галерея, Москва

 

Из: wolfleolimoiarussia

_________________________________

источник            

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe
promo vasily_sergeev march 3, 2013 13:30 147
Buy for 100 tokens
В журнале формируются СОДЕРЖАНИЯ: указатели на то, как перейти к соответствующим ресурсам. Поисковикам, библиотекам, новостным агентствам, картинным галереям, блоггерам - путешественникам... Ну, типа оглавления рунета - таким я вижу свой журнал. Текущего оглавления. Или текущего содержания…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment