Василий Сергеев (vasily_sergeev) wrote,
Василий Сергеев
vasily_sergeev

В этот день родились

George Herbert Mead (608x700, 184Kb)1863

Джордж Герберт Мид (George Herbert Mead)

американский философ, социолог, представитель Чикагской социологической школы, один из основоположников символического интеракционизма. Родился в штате Массачусетс, США. Учился в Гарвардском университете, а также в Лейпциге и Берлине, где испытал сильное влияние В. Вундта. Хотя он никогда не имел ученой степени, преподавал социальную психологию в университете Чикаго с 1892 г. до конца жизни. Здесь, в Чикагском университете, через Р.Парка, бывшего студента Зиммеля, познакомился со взглядами Зиммеля, что оказало сильное влияние на его теоретические воззрения. Не имея формального статуса, Мид не опубликовал ни одной своей книги. Несмотря на это он имел большое влияние, и его лекции были собраны и опубликованы уже после его смерти. Умер в Чикаго 26 апреля 1931 года. По Миду, общество и социальный индивид (социальное «Я») конституируются (оформляются) в совокупности процессов межиндивидуальных взаимодействий. Стадии принятия роли другого, других («обобщенного другого») — этапы превращения физиологии организма в рефлексивное социальное «Я». Происхождение «Я», таким образом, целиком социально, а главная его характеристика — способность становиться объектом для самого себя, причем внешний социальный контроль трансформируется в самоконтроль. Таким образом, основное понятие символического интеракционизма — взаимодействие (интеракция). И взаимодействие это представляет собой обмен символами. Символический интеракционизм (Дж.Мид, Ю.Хабермас, X.Блумер), взяв за основу взгляды Зиммеля, развил его идею об обществе как построенном на обмене жестами и символами: интеракции осуществляются посредством языка, через обмен жестами, символами. Для понимания человеческого поведения необходимо познание внутреннего символического смысла (кода, воплощенного прежде всего в языке, понятном участникам взаимодействия) — раскрытие значимых символов коммуникативного общения. Использование коммуникативных символов предполагает, что все участники взаимодействия адекватно понимают этот условный язык и тем самым успешно общаются друг с другом. Благодаря значимым символам люди легче представляют последствия своего поведения с точки зрения других и легче адаптируются к их ожиданиям. Чтобы взаимодействовать, люди должны интерпретировать значения и намерения других. Это осуществляется с помощью процесса, который Мид определил как «принятие роли». Процесс принятия роли предполагает, что индивид путем воображения ставит себя на место человека, с которым осуществляется общение. Через принятие роли индивиды развивают «самость» — способность людей представлять себя в качестве объектов своей собственной мысли, что обеспечивает превращение внешнего социального контроля в самоконтроль.
Мид различает два аспекта формирования самости:
1. Я (I) — это то, что я думаю о других и о себе, это мой внутренний мир.
2. Мне (Me) — это то, что, по моему мнению, обо мне думают другие, это моя внешняя социальная оболочка, как я её себе представляю.
Индивид, считает Мид, развивает самосознание в момент, когда он видит себя так, как его видят другие. Понятие самости не является врожденным, его происхождение целиком социально. Задумайтесь, что происходит, когда вы размышляете, задать или не задать вопрос профессору, читающему у вас на курсе лекции. Вы думаете: «Если я задам вопрос, он сочтет меня тупицей. Лучше уж промолчать», то есть вы воображаете отношение профессора к студентам. При этом вы как бы берете на себя роль профессора и смотрите на самого себя как на объект, или «меня» (Me). Именно вы, действуя в качестве субъекта, или «я» (I), решаете, что задавать вопрос не стоит.
Стадии социализации в раннем возрасте:
Стадия имитации, на которой ребенок повторяет (копирует) отдельные действия, присущие той или иной роли, например, укладывает куклу или прикладывает к ней стетоскоп.
Игровая стадия (стадия индивидуального играния роли) (play stage), на которой ребенок играет целостную роль, но в «социальной группе» своих игрушек (папа, мама, врач, и т. д.). На этой стадии и происходит «принятие роли другого».
Стадия игры (коллективного играния ролей) (game stage), где ребенок вместе с другими начинает осуществлять упорядоченное взаимодействие между различными действующими лицами, например, когда группа детей 5-8 лет распределяет какие-либо роли: «дочки-матери», «казаки-разбойники», «Штирлиц-Мюллер» и т. д.
«Значимые другие» — люди, играющие решающую роль в процессе социализации, чьи суждения, действия являются образцом при формировании наших собственных суждений, мнений, линий поведения. Согласно воззрениям Мида, социальное целое предшествует индивидуальному разуму как логически, так и во времени. Мыслящий, обладающий самосознанием индивид невозможен без первичной социальной группы. Сначала идет социальная группа, и она приводит к развитию мыслительных процессов самосознания.



И ведь подумать только, даже после работ Зиммеля и Мида находятся люди, которые вопрошают: "Всякие эти ваши самости и имитации - это, конечно, интересно, но вот я, Я - куда я денусь, когда буду помирать? Очень хочется в Райский Сад и очень не хочется на Раскаленные Сковородки..."
Блин горелый, куда девается волна, когда она набегает на морской берег? Вот она шумит, приближаясь, с белым гребешком пены, такая четкая и определенная... а вот ее уже нет, а на берег бежит другая волна, такая же строгая и с таким же гребешком пены...



Может, так вот и Всемогущее Существо собирает где-то в своих Необозримых Пространствах коллекцию всех случавшихся на берегу волн, причем одни из них, Понравившиеся Ему по Строгом и Серьезном Рассмотрении он ласкает нежным теплым ветерком, а другие, Не Понравившиеся - хлещет плетью, как в свое время Ксеркс...




Куда девается шахматный слон, когда его убирают с доски в деревянный полированный ящичек? Куда деваются маски Арлекина и Коломбины, когда заканчивается карнавал?



Да никуда они не деваются, в следующем поколении ту же социальную роль берут на себя другие физические тела, и все так же несут ее сквозь время и вечность!



Все, все тут, никто никуда не делся: и Цезарь, и Македонский, и Ленин с нами, и Гитлер - тоже, и Геббельс... И Сталин со своими подручными, Ежовыми и Бериями. И буфетчица Нюрка из знаменитого стишка "Кому живется хорошо" - она тоже здесь!

Гагарину Юрке,
буфетчице Нюрке,
Герману Титову,
Никите Хрущеву,
Леониду Брежневу,
остальным - по-прежнему...


Исчезнуть какая-то маска - например, Македонского-Чингисхана-Джугашвили - может только одним образом: если мы все поймем и договоримся, что вот такая-то социальная роль - опасна, она нам не нужна, и будем преследовать носителя этой роли - роли "Властителя и Спасителя Мира, Знающего Великую и Непогрешимую Истину об Окончательном Устройстве Человечества" - в уголовном порядке...
Tags: психология
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Без заголовка

    Автор - belorys_kh. Это цитата этого сообщения Любуемся закатами и рассветами... Смоленская…

  • Без заголовка

    Автор - belorys_kh. Это цитата этого сообщения 7 удивительных абиссальных рыб Доброго времени суток, любители флоры и фауны! В глубоком море,…

  • Без заголовка

    Автор - belorys_kh. Это цитата этого сообщения Кушайте, не подавитесь Я конечно понимаю, что юмор продлевает жизнь, но в таком случае можно…

promo vasily_sergeev march 3, 2013 13:30 149
Buy for 100 tokens
В журнале формируются СОДЕРЖАНИЯ: указатели на то, как перейти к соответствующим ресурсам. Поисковикам, библиотекам, новостным агентствам, картинным галереям, блоггерам - путешественникам... Ну, типа оглавления рунета - таким я вижу свой журнал. Текущего оглавления. Или текущего содержания…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments