Василий Сергеев (vasily_sergeev) wrote,
Василий Сергеев
vasily_sergeev

История джинсов в СССР

Цитата сообщения masanu

История джинсов в СССР

Джинсы были для советского человека не просто одеждой. Это был символ свободы и успеха. Позволить купить себе фирменный деним мог далеко не каждый. На джинсы копили, ими спекулировали, за них садились в тюрьму.



Моряки-фестивали

Первые джинсы появились в СССР в 50-е годы. Официальной датой начала "джинсовой лихорадки" можно считать 1957 год, когда в Москве состоялся Международный фестиваль молодежи и студентов. Именно тогда советские люди приобщились к дениму. Джинсы с того времени стали не просто одеждой, они стали символизировать собой всё то, чего не было в СССР, они стали симулякром заветной свободы. Ты мог ходить в чем угодно, но если в твоем гардеробе были фирменные джинсы, то, значит, и жизнь сложилась. С джинсами боролись, их запрещали, за ношение "капиталистической заразы" могли выгнать из института и с работы. Однако эти меры только разжигали интерес к "запретному плоду". Первыми в джинсах смогли щеголять моряки, дети дипломатов, пилоты. Они привозили джинсы из-за границы, часто приходилось провозить их в прямом смысле на себе, надевая под широкие штаны по несколько пар. Как-то на такой "контрабанде" попался даже Леонид Тягачев. Позже джинсы стали ассоциироваться с хиппи-культурой. На них крепили нашивки, вшивали в штанины треугольники ткани и струны, делали из джинсов модный клеш. Это было антисистемно, это было круто (хотя такого слова в те годы ещё не знали).

Потертости

Самым главным неофициальным признаком, отличающим настоящую "фирму" от контрафакта являлось то, что настоящая джинса от носки стиралась, на ней образовывались потертости. Когда выбирали джинсы, то проверяли их на фирменность при помощи мокрой спички - проводили ей по ткани. Если спичка синела, то это означало, что джинсы настоящие. Если нет - контрафакт. Конечно, такой способ проверки был откровенно неверным, поскольку настоящую джинсовую ткань определял вовсе не плохой краситель, а то, что у денима (от франц. "из Нима") внешние нити прокрашены, а внутренние нет. Именно из-за этого на джинсах от долгой носки возникают потертости. Чем дольше их носишь, тем ценнее и уникальнее они становятся. Советские джинсы, конечно, не марали спичек. Нормы ГОСТа не подразумевали использование дешевых красителей. Зато "цеховики" под эту "проверку качества" приноровились красить джинсу легко стирающейся краской, а также научились джинсы специально старить при помощи пемзы.



Фарца

Советская пропаганда сделала фарцовщиков чуть ли не главными врагами советского благонадежного человека. За свою деятельность они могли не только подвергнуться общественному остракизму, но даже сесть в тюрьму. В 1961 году фарцовщикам Рокотову и Файбишенко был объявлен смертный приговор. Одним их пунктов обвинения была "спекуляция жипсами". Однако, запрещай-не запрещай, а фарцовщики свое дело делали, а для того, чтобы не иметь серьезных проблем с законом, часто не перепродавали раритетный товар, а меняли на что-то другое, не менее дефицитное. Натуральный обмен, бартер, не был в СССР запрещен (в отличие от валютных операций). Фарцовщики были первыми "акулами свободного рынка" в СССР. Постоянные покупатели знали их в лицо, сами фарцовщики также "сканировали" толпы на рынках, у гостиниц, вокзалов в поисках обеспеченных людей. Фарцовкой джинсами занимались многие из известных бизнесменов (от Тинькова до Айзеншписа). Интересно, что история джинсовой фарцы Рокотова и Файбишенко получила в наши дни продолжение. В память о них в Америке производятся джинсы "Rokotov & Fainberg".

Варенки

Варить джинсы в СССР стали не от того, что людям нравилось дышать запахом белизны, и даже не потому, что от варки получались эффектные разводы. Главной причиной варки джинсов был все тот же дефицит. "Фирмы" на всех не хватало, а носить советские джинсы, которые отчаянно не хотели протираться и становиться похожими на заграничный деним, было несерьезно. Тогда на помощь советским подросткам пришла технология варки. Суть её проста. Из-за обработки отбеливателем на джинсах оставались разводы. Как это делается: 1) Скручиваем джинсы и стягиваем их резинками и всевозможными зажимами (очень плотно и часто не стоит, поскольку иначе разводов будет мало). 2) В теплую, но не кипящую воду заливаем белизны (примерно 1 стакан на 5 литров). 3) Опускаем в воду скрученные джинсы и кипятим минут 15-20. 4) Прополаскиваем новорожденные "варенки" несколько раз и любуемся работой. P.S. Соблюдайте меры безопасности: пользуйтесь перчатками и открывайте форточки.



Культ

Самой массовой маркой джинсов в позднем СССР была Montana. Хотя такой лейбл действительно существует в Германии (зарегистрирован в 1976 году), происхождение советской "Монтаны" историками моды оспаривается. Скорее всего, наша "Монтана" шилась теми же "цеховиками" где-нибудь на юге СССР, а затем поступала на рынок. "Фишкой" Montana было то, что их можно было в прямом смысле поставить в угол. Также популярными марками были "Levis", "Wrangler", "Lee". Стоили они недешево, от 100 рублей. Те, кому не хватало на них денег, могли купить себе индийские или польские джинсы. Их качество отличалось от "фирмы", но спарывание лейблов примиряло модников с реальностью. В конце 80-х в продаже стали появляться и советские джинсы "Тверь", "Верея", но качество их оставляло желать лучшего. Впрочем, они и шились не из денима. Зато процветал так называемый "самострок" - умелые мастерицы могли из джинсовой ткани "сваять" почти фирменные джинсы прямо на дому.




Сегодня, в связи с тупиком, в который страна сама себя загнала, снова начало раздаваться словечко советских времен, - "спекулянты", естественно, с отрицательными коннотациями. Враги, губители, разорители мудрой плановой экономической политики. Рвачи, хапуги, желающие на объективных трудностях набить себе карман. И так далее, кто жил при советах - все это помнит, а тем, кто при советах не жил - лучше и не знать этого кошмара. В чем тут суть? В нормальной экономике существует много производителей, на свой страх и риск и на собственные деньги производящий все, чего только только ни пожелает душа потребителей. Мороженое? Вот тебе мороженое, дружок. Джинсы? Да вот же они, покупай, не прогадаешь. Естественно, производят только то, что можно с выгодой продать, на чем можно хоть немножко "наварить". Это не спекуляция, это нормальная повседневная практика буржуазного общества.
Плановая, коммунистическая экономика этого механизма в принципе не признает. Собственником всего, что только видит глаз, при коммунизме является государство, некий строго ограниченный набор лично дорогих товарищей, преимущественно с толстыми погонами, но иногда и без погон, которым, в принципе, не нужно ни мороженое, ни джинсы. Им нужна ТОЛЬКО армия. И вся экономика страны нацелена на производство продукции для военных. Разумеется, это не только атомные бомбы, ракеты-носители, пушки и пулеметы; это еще и шинели, палатки, мундиры, - вплоть до подворотничков и носовых платков. Это еще и джипы, грузовики, мотоциклы. Это хлеб и гречка, красная икра и сервелат. Это казармы и дачи для командного состава. Это бронепоезда и вертолеты, телефоны и рации, фонарики и катафоты... Словом, нет такой области действительности, к которой не имела бы отношение также и армия; нет такой продукции, которая бы не была армии нужна. И вот эту продукцию плановая социалистическая экономика и производит НЕЗАВИСИМО ОТ ЕЕ СЕБЕСТОИМОСТИ: производится столько, сколько нужно армии, МЫ ЗА ЦЕНОЙ НЕ ПОСТОИМ.




Производство "для гражданских" тоже имеет место быть, но - как сиротка за столом жадных и дальних родственников: ему достается только тот кусок, к которому не протянул руку никто из сидящих за столом. Планирование "по остаточному принципу". Нарядные платья сельской молодежи - из некондиционного ситчика, который не подошел на пошив солдатских подштанников. Если на их цену возложить все издержки отрасли - их дешевле было бы шить сразу из банкнот. Или отливать из золота. Поэтому Госплан и Госкомцен присваивали им какую-нибудь условную цену, рублем больше или рублем меньше - не имеет никакого значения, так что можно даже снижать цены для демонстрации успехов социализма.
Отсюда - тотальный дефицит всего, предназначенного гражданским. И цеховиков, пускающих джинсовую ткань, предназначенную каким-то образом на нужды армии, на пошив гражданских штанов - действительно могут расстрелять: это государственное преступление...




e_lifan_t
"О да! Монтана"! Это был дец. Даже анекдот такой ходил. Когда кто-то парню что-то показывает, а тот на все восхищается" Монтана!"
Помню в детстве вьетнамские-индийские-китайские подделки с заклепками (не деним, конечно). Называли мы их "техасы".
А вот де-то в конце 70-х у меня были "Тверь" (вроде даже по лицензии "Леви Страус") Вполне себе так ничего по тем временам
А из джинсов нет культа. Просто удобно практично и нравится. Я старых практически не выбрасываю - перешиваю в жилетки, куртки, сумки.
Tags: СССР
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • (no subject)

    Мартин Лацис: за что Сталин расстрелял главного «красного палача» Это человека с полным основанием считают главным идеологом…

  • (no subject)

    Внимание, вопрос! А кто будет оплачивать эту вечеринку с патриархом, дорогами и трамваями, жители Ростова из своих карманов? Кстати, дорогие…

  • (no subject)

    Бернини: между болью и наслаждением Джованни Лоренцо Бернини получил свой первый гонорар, когда ему было всего 8 лет. Мальчик нарисовал…

promo vasily_sergeev march 3, 2013 13:30 149
Buy for 100 tokens
В журнале формируются СОДЕРЖАНИЯ: указатели на то, как перейти к соответствующим ресурсам. Поисковикам, библиотекам, новостным агентствам, картинным галереям, блоггерам - путешественникам... Ну, типа оглавления рунета - таким я вижу свой журнал. Текущего оглавления. Или текущего содержания…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments