Василий Сергеев (vasily_sergeev) wrote,
Василий Сергеев
vasily_sergeev

Загадочный маскарад Михаила Лермонтова

Цитата сообщения Лулу_Прада

Загадочный маскарад Михаила Лермонтова



Он родился в ночь со 2 на 3 октября 1814 года, все основания праздновать его 200- летний юбилей, стараясь приблизиться к этому великому и загадочному имени.

Много загадок и мистики связанны с Михаилом Юрьевичем Лермонтовым — чего только стоит загадка его последней дуэли. По смутным свидетельствам современников он предвосхитил "серебряный век", пытаясь уложить в одну кровосмесительную постель жизнь и искусство: разыгрывал ситуацию в реальности, а потом описывал ее в литературе или, наоборот, сначала описывал, а потом переводил через дорогу в реальность…

Сегодня поговорим об одной, связанной с пьесой "Маскарад", написанной когда ему было всего 21 год!
Глубоко неудовлетворенный казенно-патриотическим репертуаром театров, он задумал написать пьесу на тему из современной жизни. Пьеса должна была явиться сатирой на великосветское общество столицы и всей своей художественной системой противостоять благонамеренной официальной драматургии 30-х годов XIX. Замысел "Маскарада" возник у Лермонтова, по-видимому, в конце 1834 г. или в начале 1835 г. В эти годы Лермонтов-офицер непосредственно познакомился с великосветским обществом Петербурга, посещавшим светские маскарады в доме Энгельгардта. Хорошо знал Лермонтов и театральную жизнь Петербурга.

Лермонтову, как известно, не дали разрешение поставить "Маскарад". Видимо, запрещение пьесы для постановки на сцене вселило мысль о безнадежности увидеть ее и в печати. Если подлинный лермонтовский "Маскарад", хотя и с цензурными купюрами, через год после смерти поэта все же был напечатан, то для представления на официальной театральной сцене даже и в этом виде пьесу разрешили только в 1862г.


Николай Васильевич Кузьмин (1890-1987) - из иллюстраций к драме Михаила Юрьевича Лермонтова "Маскарад" (1949)

"Я хорошо отомстил за слезы, которые меня заставило проливать 5 лет тому назад кокетство M-lle S.!" — резюмировал он сам всю эту историю в письме к Верещагиной весной 1835 г. "О, мы еще не расквитались! — продолжает он там же. — Она мучила сердце ребенка, а я только подверг пытке самолюбие старой кокетки...".

Нищий

У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.

Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.

Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!
1830.

Это стихотворение 16-летнего! поэта было посвящено 18-летней Екатерине Сушковой, первой возлюбленной Лермонтова, которая просто посмеялась над чувствами юноши.
Спустя 5 лет, изобразив влюбленность в Екатерину Александровну, Лермонтов повел с нею расчетливую игру. Не понимая этого, Сушкова, по ее словам, действительно в него влюбилась...
В скандальной истории с Сушковой, кроме Лермонтова, замешан был друг его отрочества, Алексей Лопухин; почти уже объявленный женихом Сушковой, он в результате ухаживаний друга получает отказ.
Одновременно с осуществлением, наконец, желанной мести Лермонтов и задумывает свою трагедию мести — "Маскарад".

Кроме мести за старое, Лермонтовым руководила, действительно, и карьера модного тогда стендалевского героя (из "Красное и черное"), то за всей этой слишком жестокой выходкой могла крыться и какая-то третья, более благородная и поэтому умышленно утаенная Лермонтовым причина.



Он сам - Игрок.

При чтении пьесы "Маскарад" понимаешь, как точно Лермонтов обыгрывает тебя. Да ведь Арбенин игрок, профессиональный картежник, шулер. Все смутно для него в мире, кроме зеленого сукна и рук на нем. Эти руки на столе, отрезанные от человека, взятые крупным и сверхкрупным планом, суетящиеся, дрожащие, потирающие друг друга, раскрывающие и сдвигающие карточный веер...



Из игорного дома Арбенин и Звездич едут на Невский проспект, в дом барона Энгельгардта, где устраиваются аристократические костюмированные балы-маскарады и где постоянно бывает царь - Николай I.
Историческая справка: Энгельгардт Василий Васильевич (1785 - 1837) - полковник в отставке, широко известный в Петербурге богач, крупный игрок, весельчак и острослов. В молодости был дружен с А. С. Пушкиным. Энгельгардт получил от правительства привилегию на проведение в своем доме на Невском проспекте публичных концертов и костюмированных балов. Вечера у Энгельгардта были чрезвычайно популярны.
Название пьесы символично: вся жизнь персонажей - это "пестрый, стремительный, полный интриг и обманов, скрытых пороков и преступлений, внешне изысканный и блестящий, но пустой и утомительный маскарад". С уст Арбенина звучит:

Под маской все чины равны,
У маски ни души, ни званья нет, - есть тело.
И если маскою черты утаены,
То маску с чувств снимают смело.




Браслет из ”Маскарада”

Взяв сюжет "Отелло" для своего "Маскарада" (на маскараде, как в театре шекспировских времен; плоть дурачилась, выставлялась, скабрезничала). Конечно, Лермонтов должен был выбрать другой символ ревности - и вместо платка он берет браслет, который "двадцати пяти рублей, конечно, не дороже" (сумма, впрочем, для Арбенина не существенная и для браслета - более чем скромная). И поначалу кажется, что поступил Лермонтов совершенно опрометчиво: ни один мужчина, и самый ревнивый муж в том числе, не узнает недорогой браслет жены (таких у нее десятки) в руках постороннего. Но нет, Арбенин - игрок, который помнит до подробностей все руки, вырезанные, укрупненные, замещающие человека... , поэтому был им "сфотографирован" и случайный, невзрачный браслет Нины.



Развязка. Нина - образ, возможно, даже более романтизированный, чем образ Арбенина. В ее облике воплощен идеал прекрасной человеческой личности. У нее живой, светлый ум, способность глубоко чувствовать и переживать, душевный такт, сознание своего человеческого достоинства. Она проста и естественна. Встреча Арбенина с Ниной оказала на его душу целительное воздействие: "…черствая кора с моей души слетела, мир прекрасный моим глазам открылся не напрасно, и я воскрес для жизни и добра".
Но ревность позволила усомнится в светлом, скорее, ошибиться в масках "маскарада"...
Правила игры жестоки и неумолимы...
---------------------------
Что до мистики, то странным образом "играют" сами даты Лермонтова...
Когда Россия собиралась широко отметить 100-летие поэта, то в этот год (1914) началась Первая мировая война. Когда же к 100-летию гибели поэта сняли фильм "Маскарад", поставленный на Киностудии "Ленфильм" в 1941 году режиссером Сергеем Герасимовым, премьера которого состоялась 21 июня 1941г. Так же в театре им. Вахтангого состоялась премьера "Маскарада" тоже 21 июня 1941г... - а завтра была война. Этот год 200-летие поэта - тоже тяжелый год...

Ну что же теперь - уж лучше вспомнить какую прекрасную музыку оставил нам Арам Хачатурян для этого спектакля. Позже, в сюиту вошли пять номеров: Вальс, Ноктюрн, Мазурка, Романс и Галоп.

Как новый вальс хорош! в каком-то упоенье
Кружилась я быстрей - и чудное стремленье
Меня и мысль мою невольно мчало вдаль,
И сердце сжалося; не то, чтобы печаль,
Не то, чтоб радость...

Ниже рекомендую просмотр двух фильмов по драме "Маскарад" с потрясающими актерскими составами.
М.Ю. Лермонтов. Сцены из драмы "Маскарад" (1985). Телевизионный спектакль. Запись 1985 года.
Сценарий и постановка Михаила Козакова. В ролях: Арбенин – Михаил Козаков, Нина – Евгения Симонова, Князь Звездич – Игорь Костолевский, Казарин – Армен Джигарханян и др.





"Маскарад" - советский полнометражный черно-белый художественный фильм, киностудия "Ленфильм", 1941 год, режиссер Сергей Герасимов. В ролях Николай Мордвинов, Тамара Макарова, Михаил Садовский, Софья Магарилл, Сергей Герасимов.







И если юбилей Лермонтова не будет отмечен общественностью с достойным гения размахом, то никто ведь не мешает каждому из нас взять томик с полки и перечитать хотя бы тот же "Маскарад".


иллюстратор - Николай Васильевич Кузьмин.
Tags: персоналии
Subscribe
promo vasily_sergeev march 3, 2013 13:30 149
Buy for 100 tokens
В журнале формируются СОДЕРЖАНИЯ: указатели на то, как перейти к соответствующим ресурсам. Поисковикам, библиотекам, новостным агентствам, картинным галереям, блоггерам - путешественникам... Ну, типа оглавления рунета - таким я вижу свой журнал. Текущего оглавления. Или текущего содержания…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments