Василий Сергеев (vasily_sergeev) wrote,
Василий Сергеев
vasily_sergeev

Цитата сообщения Matrioshka

Михайловский (Инженерный) замок. Часть 2.


Виртуальные прогулки по Русскому музею
Весь материал о Санкт-Петербурге здесь









Зал Антиков

Зал Антиков императрицы Марии Федоровны

В ансамбле дворцовых интерьеров зал играл роль своеобразного музея античной скульптуры, где главным украшением были античная статуя Вакха и фигура Дианы работы Ж.-А. Гудона. В настоящее время в зале находится экспозиция "Античные сюжеты в русском искусстве".



Античные сюжеты в русском искусстве

На экспозиции представлены работы русских художников XVIII в. на античные сюжеты из коллекции Русского музея. Это полотна мастера академической школы И.А. Акимова, произведения пейзажиста Ф.М. Матвеева, эскизы К.П. Брюллова, а также работа одного из первых русских пенсионеров в Италии М.И. Пучинова.







Экспозиция разместилась в зале Антиков, который во времена Павла I украшали ценнейшие произведения римской скульптуры. Интерес к античности в художественной жизни России XVIII в. связан с развитием светского искусства и основанием в 1757 г. Петербургской Академии художеств.











Пенсионерские поездки в Италию были почти обязательными для лучших выпускников.




Матвей Иванович Пушинов. Александр и Диоген

Знакомство русских художников с античными памятниками, а также с интерпретацией западноевропейскими мастерами сюжетов древнегреческой и древнеримской мифологии способствовало приобщению отечественных мастеров к общеевропейской художественной традиции.










К. Брюллов. Феб в колеснице







Миропомазание великой княгини Елизаветы Алексеевны. Мошков (?), 1795 год. На картине изображены (справа налево): великая княгиня Мария Федоровна, цесаревич Павел Петрович, великие князья Константин и Александр, императрица Екатерина II, митрополит Гавриил, принцесса Луиза, игуменья Шубина, Безбородко, Зубов, Будберг.





Галерея Рафаэля

Название залу дали располагавшиеся здесь четыре шпалеры на сюжеты росписей Рафаэля. В галерее сохранились подлинные плафоны павловского времени работы И.Я. Меттенлейтера.





Экспозиция "Эпоха Ренессанса и творчество русских художников" представляет картины мастеров русской академической школы – копии с произведений художников эпохи Возрождения.

Эпоха Ренессанса в творчестве русских художников








Алексеев - Внутренний вид двора с садом. Лоджия в Вененции




Бруни Фёдор Антонович. 1799-1875. Мадонна Альба. 1837. Копия картины Рафаэля Санти




Венецианов А.Г.Оплакивание Христа





































В экспозиции Михайловского замка в галерее Рафаэля представлены копии произведений мастеров эпохи Ренессанса, в том числе Рафаэля, Тициана, Веронезе, выполненные русскими живописцами – наиболее известными представителями академического направления XVIII – первой половины XIX вв. Копирование, вольное воспроизведение с натуры или по гравюрам работ итальянских мастеров эпохи Возрождения и XVII в. были важной составляющей учебного процесса во время пенсионерских поездок учеников Академии художеств.




Дрождин Петр Семенович. Портрет Петра I






Макаров Иван - Портрет императрицы Марии Александровны (1824-1880), жены Александра II


Botman. Portrait of Alexander II 1856




Александр III


Маковский Владимир - Портрет императрицы Марии Фёдоровны



В работах русских художников, при всей точности копируемых образцов Ренессанса, ощущаются особенности национальной живописной традиции. Ярким примером тому могут служить интерпретации знаменитых произведений мастеров Ренессанса, реализованные в полотнах А.А. Иванова, А.П. Лосенко, Ф.А. Бруни, К.П. Брюллова и многих других известных русских художников.

Тронная Марии Федоровны

Тронный и Предтронный залы императрицы Марии Федоровны

Залы входили в ансамбль парадных апартаментов императрицы Марии Федоровны. Отделка интерьеров была исполнена по проекту Винченцо Бренна в 1799 – 1801 годах.













Стены Тронного зала были затянуты малиновым бархатом. У восточной стены на возвышении, под балдахином, стоял трон императрицы, обитый малиновым бархатом. Напротив трона, в нише, располагался камин из белого мрамора с барельефом, изображавшим девять муз. Обрамление ниши было решено в виде двух лепных фигур кариатид, поддерживающих арку, в центре которой висела бронзовая люстра, украшенная вазой рубинового стекла и хрустальными перьями. В центре потолка, в окружении частично вызолоченной и раскрашенной лепки, помещался плафон «Суд Париса» работы художника И.Я.Меттенлейтера. Живописные десюдепорты над дверями восточной и северной стен были написаны С.А.Бессоновым и представляли аллегории Живописи, Ваяния и Зодчества. Мраморные столы, на которых были установлены жирандоли, вазы и часы золоченой бронзы, резные кресла, обитые малиновым бархатом и украшенные вышитым шифром императрицы, дополняли убранство интерьера.



















С восточной стороны к Тронному залу примыкала Предтронная, стены которой были оформлены желтыми «брокателевыми» обоями. Вдоль стен были расставлены позолоченные стулья, обитые той же тканью.



В 1859 году по проекту архитектора К.А.Ухтомского на месте стены, разделявшей Тронный и Предтронный залы, была устроена огромная полуциркульная арка, объединившая комнаты в единое целое. В образовавшемся помещении устроили Модельный зал Главного инженерного училища.





Реставрация зала произведена в 2002 – 2003 годах. В результате проведенных работ была сохранена планировка 1859 года. Восстановлена позолота лепнины на стенах и перекрытии. По аналогам конца XVIII века выполнен наборный паркет.


Антропов - Портрет Петра III




Олешкович Иосиф Иванович. 1777-1830. Благодетельное призрение и попечение императрицы Марии Фёдоровны о бедных, 1812


Портрет Петра




Павел на портрете работы С. Щукина






Перенесение Тихвинской иконы Божьей Матери церкви Рождества Богородицы в Успенский собор в Тихвине 9 июня 1798 года. 1801. Истомин

Люстры исполнены по образцу сохранившейся в Павловске подлинной люстры, происходящей из Тронного зала императрицы в Михайловском замке.



Общий столовый зал

В зале проходили обеды и ужины императорской семьи, а по вечерам устраивались камерные концерты и театральные представления. Именно в этом зале 11 марта 1801 г. состоялся последний ужин императора Павла I.




Giovanni Canal (Canaletto). Grand Canal from Palazzo Flangini to Palazzo Bembo


Canaletto. Reception of the French Ambassador in Venice


Canaletto. Bucentaur's return to the pier by the Palazzo Ducale






Алексеев Федор Яковлевич. Вид на Михайловский замок в Петербурге со стороны Фонтанки


Михайловский замок с площади Коннетабля. Худ. Ф. Я. Алексеев. 1800



Георгиевский зал

Мраморная галерея (Георгиевский зал)

Мраморная галерея (Георгиевский зал) – один из самых больших парадных залов Михайловского замка. Галерея примыкала к Круглому Тронному залу императора и служила кордегардией для кавалеров Мальтийского ордена.



Отделка галереи была исполнена в 1799 – 1801 годах по проекту архитектора Винченцо Бренна. Название «мраморная» отражало особенность ее декоративного убранства, где главную роль играло использование мрамора различного цвета. Стены зала были выложены разноцветным мрамором. Вдоль западной стены установили три беломраморных камина, инкрустированных лазуритом, яшмой, и украшенных бронзовыми позолоченными накладками. Двери зала были набраны из различных пород дерева и украшены позолоченными бронзовыми накладками. Зал украшали мраморные античные скульптуры, позолоченные бронзовые и деревянные светильники.

После 1801 года паркетные полы, надкаминные зеркала и скульптуры были отправлены в Таврический дворец. В 1803 году в Павловск перевезли камины.

В 1843 году вся мраморная облицовка стен, барельефы и колонны были сняты. Цветной мрамор перевезли в Новый Эрмитаж. Колонны установили в одном из залов Эрмитажа. Богато украшенные двери зала были использованы для оформления одного из интерьеров Мариинского дворца.

В 1894 – 1895 годах отделка зала вновь была изменена. На стенах, разбитых декоративными лепными рамами на отдельные панно, разместили мраморные доски с именами воспитанников Николаевского Инженерного Училища и Академии – георгиевских кавалеров. Для освещения зала были изготовлены две большие люстры.

В годы Великой Отечественной войны от прямого попадания авиабомбы перекрытие зала было в значительной степени разрушено, повреждена западная стена.

Восстановление и реставрация зала проводились в 1953 – 1954 годах. В ходе работ были воссозданы отдельные элементы первоначального архитектурного оформления (колонны, лепной фриз), при этом значительная часть декора 1894 года была уничтожена.

Основной задачей нынешнего этапа реставрации стало воссоздание мраморной облицовки стен. Помимо этого была восстановлена лепка карниза (вензеля и короны), позолота деталей лепки. Камины и двери воссозданы по образцам сохранившихся в Павловске и Мариинском дворце подлинных элементов убранства Мраморной галереи. Освещающие зал люстры являются бронзовыми копиями люстр 1894 года.

Овальный зал

Овальный зал входит в анфиладу парадных покоев императора Павла I. Скульптурное убранство зала (кариатиды, барельефы), исполненное мастером К. Альбани, в основном сохранилось с павловского времени.





В центре потолка был живописный плафон работы А. Виги, представлявший богов Олимпа. В середине XIX века, когда Овальный зал был одним из модельных залов Инженерного училища, он был разделен на два этажа, для чего был сбит карниз и десюдепорты, а также убран один из барельефов, на месте которого была сделана дверь. В конце XIX века перекрытие было разобрано, а вместо снятого барельефа помещена памятная доска. Во время проведенных в 2008 году реставрационных работ были найдены и сохранены фрагменты отделки стен искусственным мрамором.

Галерея Лаокоона

Галерея Лаокоона Михайловского замка изначально входила в анфиладу парадных апартаментов императора Павла I. В центральной нише зала на постаменте из разноцветного мрамора была установлена привезенная из Италии скульптурная копия прославленной античной группы «Лаокоон» (ныне – Государственный Эрмитаж), давшая название залу.



Помещение прежде имело и другое название - Готлисовый покой, так как стены Галереи в Павловское время украшали изготовленные во Франции гобелены, представлявшие сцены на сюжеты из Священной истории. На потолке размещались три круглых живописных плафона на мифологические темы, сюжеты которых были указаны художникам самим императором.







В XIX веке, во время пребывания в замке Инженерного училища, бывшая Галерея Лаокоона входила в состав Модельных залов Инженерного департамента. Здесь размещалась модель части Дарданельского пролива. В 1858-1859 годах в помещении был устроен антресольный этаж, впоследствии разобранный, где разместили модели городов Ревеля и Свеаборга.



Однако наиболее решительные изменения в бывшей Галерее Лаокоона произошли в 1894-1895 годах в связи с устройством в южной части помещения новой парадной мраморной лестницы, ведущей в вестибюль Николаевского инженерного училища. При этом было разобрано перекрытие между первым и вторым этажами, заложен дверной проём в Галерею арабесок и изменено архитектурное оформление южной стены. В центральной нише, где прежде помещалась скульптура Лаокоона, за металлическим ограждением, украшенным вензелем Павла I и императорскими гербами, установили бронзовый бюст императора Павла I.



Во время Великой Отечественной войны, в результате попадания в здание артиллерийских снарядов, частично обрушилась северная торцевая стена зала. Имелась также пробоина и в полуциркульном завершении южной стены лестницы. В ходе проведенных Русским музеем реставрационных работ вся утраченная лепная отделка зала была восстановлена.
Tags: Россия, история, музеи мира
Subscribe
promo vasily_sergeev march 3, 2013 13:30 149
Buy for 100 tokens
В журнале формируются СОДЕРЖАНИЯ: указатели на то, как перейти к соответствующим ресурсам. Поисковикам, библиотекам, новостным агентствам, картинным галереям, блоггерам - путешественникам... Ну, типа оглавления рунета - таким я вижу свой журнал. Текущего оглавления. Или текущего содержания…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments