Василий Сергеев (vasily_sergeev) wrote,
Василий Сергеев
vasily_sergeev

Чистый Четверг, четверговая соль, свеча и рецепты пасхи и не только и как сделать яйца на пасху.

Оригинал взят у onorael в

Чистый Четверг, четверговая соль, свеча и рецепты пасхи и не только и как сделать яйца на пасху.

0_10f9b1_e727584b_XL

DETAIL_PICTURE__32225775

В этот день во время пасхальной трапезы, которую Иисус совершил на день раньше обычного, было установлено великое таинство Евхаристии. С этого дня на протяжении двух тысяч лет в разных уголках земного шара священниками совершается это таинство. Во время богослужения православным верующим предлагается причаститься Тела и Крови Христа, которые подаются им под видом хлеба и вина. Католики причащают своих прихожан только особым освященным хлебом – облатками.

Великий четверг на Руси издревле оброс различными языческими обычаями. В ночь со среды на четверг Страстной недели или утром в Великий четверг один раз в году готовили четверговую соль.
Этот обычай имеет древние корни. Он известен с праславянских времён, когда за солью признавали возможность отпугивать тёмные силы. В сборнике постановлений церковного Собора XVI века «Стоглаве» рассказывается об использовании четверговой соли. Традиция была распространена в Нижегородской, Ярославской, Московской и Владимирской губерниях, откуда распространилась и на Сибирь.

Крупную смоченную соль смешивали с квасной гущей или мякишем ржаного хлеба, вымоченным в воде, завязывали в тряпочку или клали в старый берестяной лапоть. Затем ставили в печи на самый жар или же закапывали в пепел и плотно закрывали створку на три-четыре часа. Либо соль перекаливали на сковороде. После чего толкли в ступе, всё это время читая молитвы. Потом соль освящали в алтаре, веря, что она после всего этого приобретает магические свойства.

Чёрный цвет соли — искусственный, в который поваренная соль окрашивается при запекании. «Четверговую соль» весь год хранили на божнице за иконами. Во время пасхальной трапезы «четверговой солью» солили освященные яйца, которыми разговлялись после заутрени. Соль принимали внутрь при сглазе и различных недугах, растирались её раствором. Заболевшей скотине давали посоленный ею хлеб, либо разводили щепотку соли в поилке.
В Сибири соль, смешанную с золой, добавляли в зерно перед посевом, а её раствором поливали гряды при посадке лука, капусты и огурцов. «Четверговая соль» считалась также оберегом. Ее зашивали в ладанку и носили на груди рядом с нательным крестиком, брали с собой, когда отправлялись в дальнюю дорогу, либо на войну. Щепотку соли, завёрнутую в узелок, клали за пазуху, когда в первый раз выгоняли скотину в стадо. В результате обжига соли, в ней, по сравнению с обычной, в десятки раз уменьшается количество тяжёлых металлов, а также понижается содержание хлора.

Огонь, по народным представлениям, также обладал очистительной силой. В некоторых деревнях Енисейской губернии для придания огню большей силы, в печь клали «воскресные» дрова, которые хозяйка заготовляла в течение Великого Поста, откладывая по одному полену каждое воскресенье. Этот день считался подходящим для общения с нечистой силой.

Чтобы увидеть домового, брали четверговую свечу, принесенную с вечерней службы, и поднимались на чердак. Если видели мохнатого домового, то это предвещало богатство, а голого — нищенство. В этот же день пытались заручиться расположением домового, чтобы он оберегал скот и не мучил его. Под угол дома клали для него еду и говорили: «чужой домовой, ступай домой, а свой домовой за скотиной ходи, скотину паси». Придя ночью в лес, сев на березу или осину и сняв с себя нательный крест, звали лешего, который должен был при этом зове незамедлительно явиться. Его расспрашивали о будущем. В других местах отправлялись в лес до восхода солнца и говорили: «Царь лесной, царица лесная, дай мне на доброе здоровье, на плод, на род!» После этого собирали муравьев, приносили их в хлев, полагая, что от этого скот будет плодовит.

Считалось, что все, совершенное в этот день, должно обернуться удачей и прибылью. Так, соседки стучали друг другу в окна и спрашивали: «Дома ли овечушки?", на что хозяйка отвечала: «Дома, дома». Диалог продолжался до тех пор, пока соседка не перебирала по очереди весь скот, огородные и зерновые культуры, а также предметы домашней утвари в надежде на их приумножение в течение года.

Также в Страстной четверг перетряхивали деньги или умывались «с серебра», будучи уверены, что деньги не будут переводиться в карманах весь год.

В календаре восточных славян Страстной четверг получил название «Чистый». В этот день совершались очистительные ритуалы. Люди мылись в бане, обливались водой у проруби или купались в ней, а также приносили домой для умывания свежую воду из источников — для того, чтобы избавиться от кожных болезней. Сбрасывали в проточную воду старую одежду - «чтобы зло уплыло вместе с ней». Приносили из леса можжевельник, жгли его прямо в доме и перешагивали через этот целительный огонь, переводили через него скот, переносили детей и даже домашние вещи, чтобы уберечься от болезней и воздействия нечистых духов. Окружали дом магическим кругом, очерчивали его мелом, обкашивали косой, оберегая дом и домочадцев от всякого зла.

К Чистому четвергу приурочивалась побелка дома, а также ритуальное очищение дежи - деревянной кадушки для приготовления хлебного теста. В культуре восточных и западных славян — символ достатка и благополучия. Вымытую и украшенную дежу выносили во двор, чтобы она «побачила солнце» или «посвятилась», приобщая ее к космической силе весеннего солнца.

Важное значение придавалось четверговой свече: горящую свечу приносили после вечерней службы домой и дымом чертили на воротах, окнах и потолке кресты, чтобы уберечь дом от летних гроз, нечистой силы и всякого зла. Изо всех этих языческих ритуалов в народной памяти осталась, пожалуй, лишь четверговая свеча.
Лишь у немногих остались воспоминания о "чистом четверге" и о "четверговой свече". Первое из них связано с представлением, что перед великим праздником Пасхи надо привести себя и дом в порядок.
Рецепт приготовления творожной пасхи в программе "Смак".




Как приготовить необычные пасхальные яйца.




Вот эта "...трапеза, которую Иисус совершил на день раньше обычного..." Но так считает только один евангелист - Иоанн (Иоанн 19.14). То есть указания трех других евангелистов, что Тайная вечеря состоялась в то же время, что и Песах у всех других иудеев в стране попросту отбрасываются. Но тогде законен вопрос: а какое отношение трапеза, описанная у Иоанна имеет к иудейскому Песаху? У синоптиков эта трапеза, кстати, так и названа - Песахом, и по срокам в него укладывается, но что такое это пиршество, случившееся накануне Песаха у Иоанна, и в связи с чем его проводят апостолы и Иисус? Кто-нибудь из ваших знакомых когда-нибудь встречал Новый Год в ночь с 30-го на 31 декабря? Нет? Ну, а Иоанн описывает примерно такой случай. Причем никаких объяснений Иисус своим апостолам не дает, почему они должны разорвать с иудейский традицией и резать барашка на день раньше, чем все правоверные евреи. Кстати, ГДЕ они его резали, КТО им его резал? Ни один шойхет не стал бы резать барашка за день до положенного срока... Но апостолы у Иоанна как-то устраиваются, и у Иисуса ничего не спрашивают: для них все ясно. У синоптиков - Матфея, Марка и Луки им действительно все ясно, вопросов не возникает, они делают то, что положено, и тогда, когда положено. Но если б они действовали по версии Иоанна, каждый их шаг приводил бы к недоуменным, а зачастую и возмущенным вопросам окружающих. А у них самих - вопросов не возникает. Вот уж чудо так чудо!
Существует множество теологических школ, пытающихся совместить этот закидон Иоанна с человеческой логикой. Я знаю традицию, восходящую к Клименту Александрийскому и Ипполиту Римскому, что Христос не вкушал иудейской пасхи, ибо Сам был истинной Пасхой, и я знаю мнение, восходящее к Оригену, которое разделяли Иоанн Златоуст и Иоанн Дамаскин, что Тайная Вечеря таки все же была иудейской пасхальной трапезой, хоть это мнение ни в какие ворота не лезет... А как думаете вы, дорогие френды: мог ли Иисус с апостолами праздновать Песах накануне Песаха, или Иоанн просто соврал? И да не смущает вас слово "соврал". - ситуация уж тут такая: если Иоанн сказал правду, значит, соврали трое других апостолов...
Tags: праздник
Subscribe
promo vasily_sergeev march 3, 2013 13:30 149
Buy for 100 tokens
В журнале формируются СОДЕРЖАНИЯ: указатели на то, как перейти к соответствующим ресурсам. Поисковикам, библиотекам, новостным агентствам, картинным галереям, блоггерам - путешественникам... Ну, типа оглавления рунета - таким я вижу свой журнал. Текущего оглавления. Или текущего содержания…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments