Василий Сергеев (vasily_sergeev) wrote,
Василий Сергеев
vasily_sergeev

Беломорско-Балтийский канал

Цитата сообщения belorys_kh

Беломорско-Балтийский канал

2.8 1933


Беломорско-Балтийский канал - канал, соединяющий Белое море с Онежским озером. Канал имеет выход в Балтийское море и к Волго-Балтийскому водному пути.
Канал начинается у посёлка Повенец на Онежском озере и поднимается 7 ступенями до водораздельного бьефа (шлюзы 1-7 южного склона). От 8-го шлюза начинается северный склон канала, включающий 12 ступеней (шлюзы 8-19) с крупными озеровидными бьефами (Маткоозеро, Выгозеро и др.). У города Беломорска канал выходит в Белое море. На канале построено 19 шлюзов, 15 плотин, 49 дамб, 12 водоспусков.



Путь, которым прошёл канал, был известен ещё с древних времён. В географическом описании России «Книга Большому Чертежу» (1627) Беломорский путь указан с расстояниями между реками и озёрами, входившими в состав пути. Петр I воспользовался этим путем, правильно оценив его стратегическое значение, в войне со Швецией. Позже составлялись проекты, проводились изыскания, возникали акционерные общества. Действительно же Белое море и Онежское озеро были соединены только во времена СССР. Строительство началось в конце 1930 года.
Канал обслуживается Беломорско-Онежским государственным управлением водных путей и судоходства. На канале занято около тысячи рабочих и специалистов. Беломорско-Балтийский канал в 1983 году был награждён Орденом Трудового Красного Знамени. Он считается гордостью первой пятилетки (1929—1932), но к числу «Великих строек коммунизма» не относится.
Панамский канал длиной 80 километров строился 28 лет, Суэцкий канал длиной 160 километров - 10 лет, а Беломорканал длиной 227 километров, несмотря на сложные геологические условия, был пробит в скальных породах за год и девять месяцев.

Строительство велось в основном заключёнными ГУЛАГа, общая численность которых не превышала 126 тысяч человек. В разные периоды строительства численность заключённых менялась, не превышая 108 тысяч. Каждый подневольный строитель назывался «заключённый каналоармеец», сокращенно «з/к», от чего произошло жаргонное слово «зек». Подразделение ГУЛАГа на канале называлось Беломоро-Балтийский лагерь («БелБалтЛаг»).

В целом, за всё время строительства, каналоармейцы выполнили земляные работы объёмом 21 млн. кубометров, соорудили 37 км искусственных путей, перенесли Мурманскую железную дорогу, которая мешала проведению земляных работ. Основным средством влияния на строительство была «котловка», неравное рационирование пайков: чем меньше з/к вырабатывал, тем меньшим был его паёк, а за ударный труд паёк, наоборот, увеличивали. Обычный паёк заключённого-строителя составляли буханка хлеба и баланда из мороженой рыбы. Не меньшим стимулом для ударной работы служили трупы казнённых заключённых, развешанные по сторонам канала. На всех фотографиях для прессы они тщательно ретушировались.



Согласно официальным данным, всего за время строительства (1931—1933 г.) в БелБалтЛаге умерло 10 936 заключённых, в том числе 2066 чел. в 1932 г. и 8870 чел. в голодном 1933-м. По другим данным на строительстве канала погибло от 50 до 200 тысяч человек (по разным источникам), но в это сложно поверить, так как число умерших не может в два раза превышать общую численность занятых на строительстве заключенных.




После окончания строительства в Беломоро-Балтийском комбинате на эксплуатации канала была занята 71 тысяча заключённых. В мае 1933 г. Г. Г. Ягода докладывал И. В. Сталину о готовности Беломорканала. Строительство завершилось 20 июня 1933-го года, канал был назван «каналом имени Сталина». 25 июня 1933 г. по всему протяжению ББК прошёл пароход «Чекист». В июле того же года И. В. Сталин, К. Е. Ворошилов и С. М. Киров на катере совершили осмотр Беломоро-Балтийского Канала.
2 августа 1933 года постановлением СНК СССР Беломорско-Балтийский водный путь был принят в эксплуатацию с присвоением ему наименования «Беломорско-Балтийский канал им. Сталина», открыт для плавания судов озерно-морского типа и зачислен в число действующих водных путей СССР. Официальное же открытие канала состоялось 5 августа 1933.

Организацию и управление работчими силами для канала осуществлял лагерь Бело - Балтийский исправительно-трудовой лагерь ОГПУ ГУЛАГа. П. Ф. Александров, и.о. начальника, Матвей Берман, начальник ГУЛАГа в течение большей части 1930-х годов, Фирин Семён Григорьевич, начальник строительства, Натали Френкель, начальник работ с 16 ноября 1931 года по окончании строительства, Лазарь Коган, начальник Управления строительства BBK, Яков Давидович Раппопорт, заместитель начальника управления строительства BBK, Э. И. Сенкевич с16 ноября 1931 г.по 16 января 1932 года.

4 августа 1933 года, после окончания строительства Канала были освобождены 12 484 заключённых, а для 59 516 заключённых сроки были существенно сокращены. За руководство строительством Канала 15 июля 1933 года на Политбюро ЦК КПСС М. Д. Берман, Л. И. Коган, Я. Д. Рапопорт, С. Г. Фирин и Н. А. Френкель, Г. Г. Ягода, а также 2 амнистированных инженера - С. Я. Жук и К. А. Вержбицкий были награждены орденами Ленина.




В ииле 1933 года Беломорканал посетил выдающийся русский писатель Михаил Пришвин. Очевидно это вдохновило М. Горькова на идею организовать поездку на Беломорканал творческой интеллигенции с целью написания книги о его строительстве. Он согласовал это со Сталиным и 17 августа 1933 года Беломорканал посетили во главе с Максимом Горьким сто двадцать писателей и художников СССР. Среди них были такие известные писатели, как Алексей Толстой, Михаил Зощенко, Ильф и Петров, Валентин Катаев, Вера Инбер. Некоторые из них (36 человек) затем приняли участие в написании книги, посвящённой его созданию. Памятная книга «Беломорско-Балтийский канал имени Сталина» была издана в конце 1934 года.

Во время Великой Отечественной войны западный берег Беломорканала был захвачен финнами и его южная часть была полностью уничтожена. От финнов пострадали посёлок Повенец и инфраструктура канала (в частности маяки). В 1944 году было взорвано 7 шлюзов. 28 июля 1946 года канал был вновь введён в строй. 2 февраля 1950 года вышло Постановление Совета Министров РСФСР о капитальном ремонте и реконструкции гидросооружений Беломорканала. В 1959 году была осуществлена электрификация канала и все его береговые и плавучие конструкции были переведены на электропитание.



В 1964 году был введен в эксплуатацию Волго-Балтийский водный путь и объём грузоперевозок Беломорканала возрос в несколько раз. В 1970-х годах в ходе реконструкции Беломорканала его глубину довели до четырёх метров. Канал стал частью Единой глубоководной системы европейской части РСФСР.

Создание Беломорканала вдохнуло жизнь в огромный регион от Белого моря до Онежского озера. В нем стала развиваться деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, выросли новые города и поселки - Медвежьегорск, Надвоицы, Сегежа. Повенец стал большим портом, а Беломорск - важным промышленным центром.



Выгский каскад ГЭС в северной части канала вырабатывает до 1421,7 млн кВт·ч электроэнергии. В него входят 5 ГЭС - Ондская, Палокоргская, Маткожненская, Выгостровская и Беломорская. Мощность каскада - 240 МВт, среднегодовая выработка - 1310,5 млн. кВт·ч. ГЭС принадлежат не государству, а частной компании ОАО «ТГК-1».

Tags: Россия, история
Subscribe
promo vasily_sergeev march 3, 2013 13:30 149
Buy for 100 tokens
В журнале формируются СОДЕРЖАНИЯ: указатели на то, как перейти к соответствующим ресурсам. Поисковикам, библиотекам, новостным агентствам, картинным галереям, блоггерам - путешественникам... Ну, типа оглавления рунета - таким я вижу свой журнал. Текущего оглавления. Или текущего содержания…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments