Василий Сергеев (vasily_sergeev) wrote,
Василий Сергеев
vasily_sergeev

Categories:

Памяти Татьяны Лавровой посвящается

Цитата сообщения Dmitry_Shvarts
" Ты меня никогда не забудешь, ты меня никогда не увидишь"

Памяти Татьяны Лавровой посвящается




Татьяна Лаврова( 1938-2007)

Я осознаю, что напрасно не включил Татьяну Евгеньевну Лаврову в свой пост о 10 красивейших советских актрисах. Теперь я исправляю свою ошибку и хочу написать об одной из самых замечательных актрис России, которой 7 июня 2013 года исполнилось бы 75 лет. Я не случайно выбрал заголовком строки из знаменитой "Саги" Андрея Вознесенского. Эти строки прощания поэт адресовал Татьяне Лавровой - женщине, с которой был близок много лет. И он, и она были несвободны, но скрывать их отношения было бесполезно. Она всегда пленяла великих мужчин. Ее мужьями были Олег Даль, Евгений Урбанский, знаменитый футболист Владимир Михайлов. Но прежде всего - это была бесподобная и удивительная актриса, которую не забудут никогда.

edgarin



Татьяна Евгеньевна родилась в Москве, в семье известного советского кинооператора Евгения Андриканиса. Ее мама также была кинооператором. Татьяна Лаврова является правнучатой племянницей знаменитого русского коллекционера и промышленника Александра Морозова, а также праправнучатой племянницей известнейшего русского мецената Саввы Морозова. И еще она внучатая племянница революционера Николая Шмита. Фамилия Лаврова досталась ей случайно. Учась в школе студии МХАТ, где она была самой талантливой на курсе, педагоги, видя ее потенциал, посоветовали сменить неблагозвучную нерусскую фамилию Андриканис на более понятную и русскую. Студенты на листках бумаги писали варианты ее будущей фамилии, и в итоге Татьяна вытянула листок, где было написано Лаврова. С этой фамилией, она не расстанется до конца своих дней. Еще учась в школе-студии МХАТ, она уже играла Нину Заречную в чеховской Чайке и поражала воображение своей филигранной игрой. Вдохновенные ее игрой зрители вызывали юную Татьяну 23 раза на финальный поклон. У нее еще не было опыта, но уже тогда было видно, что это будущая великая актриса. Мхатовские старики любили ее. Ее педагогом на курсе был легендарный Виктор Станицын, видивший в ней будущее МХАТА. К ней очень тепло относилась выдающаяся актриса Алла Тарасова, ее очень ценили великие Ангелина Степанова, с которой она дружила, Ольга Андровская и многие другие. В ней видели исключительный талант и силу сценического переживания, что отличало ее от многих своих сверстников. Уже тогда она не играла, а жила на сцене.



С Евгением Урбанским, известнейшим актером она познакомилась еще учась в Школе - студии МХАТ. Урбанский в то время играл в театре Станиславского. Он был старше ее на 6 лет и уже был разведен. От первого брака у него росла дочь. Лаврова стала его второй женой. Правда, они быстро расстались. В 1965 году Урбанский трагически погиб на сьемках. С Лавровой они уже не были тогда вместе. В 1959 году Татьяна Лаврова оканчивает школу-студию МХАТ и становится актрисой Московского Художественного театра. Неожиданно для всех, в 1961 году Лаврова уходит из МХАТА в Современник. Алла Константиновна Тарасова умоляла ее не делать этого, но Лаврова была непреклонна. Уже тогда ее очень нелегкий характер, ставший впоследствии ее и счастьем, и горем, стал проявляться. Она была резкой, прямолинейной, порой несдержанной, но очень умной женщиной. Ее манила атмосфера Современника ефремовского периода, и тогда она не ошиблась. В том же, судьбоносном для Лавровой 1961 году, она снимается в фильме Михаила Ромма " Девять дней одного года". Главные роли исполнили Иннокентий Смоктуновский, Алексей Баталов и молоденькая Татьяна Лаврова. Фильм вышел на экраны в 1962 году. Успех был громадный. Фильм был назван лучшим советским фильмом 1962 года. Еще совсем неопытная в кино Лаврова была вровень, если даже не более убедительнее, чем маститые Баталов и Смоктуновский. Кинокартина о любовном треугольнике физиков-ядерщиков стала откровением для советского зрителя. Лаврова великолепно сыграла героиню, любящую двух мужчин одновременно. Ее незабываемый голос стал украшением киноленты. Это была творческая победа. Лаврова обьездила с фильмом весь мир. Роль Лели стала для актрисы судьбоносной. По сути это роль сделала Лаврову легендой еще при жизни.



В Современнике приходит черед ее великих ролей. Спектакль, поставленный Галиной Волчек "Двое на качелях'", где Лаврова играет бездарную американскую танцовщицу Гитель был событием театральной Москвы 60-х годов. Играла она гениально. Ее партнером в спектакле был Михаил Козаков. В то время Волчек и Ефремов боготворили ее. Она была первой актрисой Современника. Роль Раневской в "Вишневом саде", сыгранная Лавровой, была эталонной. Она много играет в те годы. Замечательно играет Настю в спектакле на "Дне", Полину Андреевну в "Чайке" - спектакле, с которого начался ее актерский путь еще во МХАТЕ, где она играла Нину Заречную. В театре Татьяна встречает Олега Даля, ставшем ее вторым супругом. Этот тонкий, как натянутая струна, нервный, очень сложный и воистину талантливейший актер очаровал ее. Как потом скажет Лаврова о Дале:" Мы понимали друг друга междометиями". Правда, прожили они всего 6 месяцев. Даль увы был очень пьющим человеком, и Лаврова понимала, что будущего у них нет. Тема Даля была для нее закрытой. Она почти никому и никогда не говорила об их с ним жизни. Татьяна Евгеньевна была весьма закрытым человеком. Поразительно, но она никогда не была собой довольна. Ее требовательность к себе и партнерам не знала границ. Тяжело сходилась с людьми, была неуживчивой, но ее великий дар не играть на сцене, а проживать жизнь, как будто свою собственную, всегда был при ней. Она была привередлива до мелочей, капризна и нервна, ибо понимала, что искусство должно быть подлинным, а интерес зрителя должен быть неподдельным. Перфекционистам всегда тяжелее других. Не стала исключением и Татьяна Лаврова. В кино в 70-ее годы у нее были замечательные роли в картинах "Вся королевская рать", "Вылет задерживается", "Бегство мистера Мак-Кинли". Особенно звездной стала роль Ольги в фильме Леонида Марягина " Вылет задерживается. За эту роль она получила главную премию за лучшую женскую роль на кинофестивале в Монте-Карло. Лаврова стала понимать, что в Современнике Галина Волчек стала обращать больше внимания на только пришедшую талантливейшую Марину Неелову. Неелова стала играть Раневскую в Вишневом Саде вместе с Лавровой, но переиграть Татьяну Евгеньевну в этой роли она не смогла. Планка, поднятая Лавровой была столь высокой, что пока она не начала стареть и болеть, мало кто из актрис мог с ней соперничать. Театр - очень сложный организм, и все может поменяться очень быстро. Лаврова ушла из Современника во МХАТ к Олегу Ефремову. Она была примой Современника в течение 17 лет.



В те годы в ее жизни уже был Андрей Вознесенский, но он был женат, и она понимала, что он не оставит семью. Страдала, мучилась - как всегда - в одиночку, никому ничего не говоря. А когда выходила на сцену, она снова дышала, ибо она жила там. Она очень хотела ребенка, и в 1967 году у нее родился сын Владимир. Его отцом был третий муж Лавровой - известный советский футболист Владимир Михайлов. Однако и этот брак быстро распался, еще до рожденя их сына. Михайлов никогда не давал интервью о своей жизни с Лавровой. При ее жизни он не общался с сыном. Лаврова не хотела знакомить Владимира с отцом, но после ее ухода он стал общаться с сыном и с внучкой. Ее сына Володю воспитывала бабушка - мама Татьяны. О ее третьем замужестве мало что известно. Она не любила вмешательства в личную жизнь. В театре все складывалось непросто. Во МХАТЕ Ефремов дал ей роль, и снова чеховская Чайка, только на сей раз это уже была роль Аркадиной. Играла Лаврова блестяще, остро, тонко. Она играла женщину, боявшуюся приближавшейся старости, и играла в общем саму себя. Ее игра была зримым чудом театрального искусства. Драматургия Чехова была близка ей, и ее роли в "Чайке" и "Вишневом Саде" - золотые страницы в летописи Советского театра 60-х- 80-х годов 20 века. Во МХАТЕ она уже играла не так много, как в начале своей успешной карьеры. Я никогда не забуду, когда видел ее уже на закате ее карьеры во МХАТЕ, в спектакле "Молочный фургон здесь больше не останавливается" по пьесе Теннесси Уильямса. Она была удивительно правдива, естественна в роли эксцентричной, но глубоко одинокой Миссис Гоффорд. Это была даже не роль, а реальное лицо с реальной историей. Я был ошеломлен ее дивной дикцией, интонацией и совершенством ее актерской игры. В 90-е годы Лаврова играла уже очень мало. И эта роль напомнила зрителям, что талант ее никуда не исчез, просто пришло другое время. И театр тоже стал иным. Уходило понятие художественной ценности. Она стала уходить с авансцены времени. И прекрасно осознавала это. В кино также снималась редко. В 1997 году снялась в фильме "Кризис среднего возраста". А в 2002 году получила премию Ника за лучшую женскую роль второго плана в фильме "Кино про Кино". Роль в этой картине стала для Лавровой последней.



Надо сказать, переход из Современника во МХАТ не стал ее большой удачей. Да, у нее была великая роль Аркадиной в "Чайке", роль Любы в "Московском хоре" и, конечно, миссис Гоффорд в спектакле "Молочный фургон здесь больше не останавливается". Когда новым художественным руководителем МХАТА имени Чехова стал Олег Табаков, то в новой постановке Чайки для Лавровой роли не нашлось. Аркадину играла Ирина Мирошниченко. Максимализм Лавровой сыграл с ней злую шутку. В новое время ее требовательность к создаваемым образам, к совершенству актерской игры оказалась невостребованной, а по-другому она не могла, не умела и не хотела. Она стала болеть. Стало сдавать сердце, печень. Последние 5 лет жизни она практически была прикована к постели. Ее сын Владимир стал скульптором, у него была своя семья, потом он развелся, но с матерью был близок. Радостью была внучка Женечка, которая много общалась с Татьяной Евгеньевной. Нельзя не сказать, что в последние годы Лавровой очень помогал материально Олег Табаков. Выходить на сцену ей уже было не под силу. Ее любили великие мужчины, и она любила их. Лаврову притягивали талантливейшие люди. Но в конце жизни она была одинокой. У нее был ее единственный сын с любимой внучкой, но спутника на излете ее жизненного пути не оказалось. Лаврова была слишком требовательной, избирательной и гордой. А семейная жизнь - это искусство компромисса, на который, судя по всему, Татьяна Евгеньевна идти не могла. 16 мая 2007 года не стало великой русской актрисы Татьяны Лавровой. Она скончалась в больнице. Лаврова была явлением на театральной сцене и в кинематографе. Все созданное ею было глубоким, точным, достоверным и незабываемым. Мы потеряли актрису, имя которой составляет гордость русского искусства и русской культуры. Светлая память Татьяне Лавровой.


edgarin
Tags: женщина-миф
Subscribe

  • Норки

    Оригинал взят у lev_leshii в Норки Фото 1 Молодые норки с любимой мамой По обочине дороги, к ручью, переливаясь словно ртуть,…

  • (no subject)

    Суслики - самые умилительные создания на Земле! (21 фото) Варвара Лютова Хенрик Шпранц - немецкий фотограф, проживающий в Австрии. По профессии…

  • Козы в городе! :))

    В Австралии сотни обезумевших коз захватили город Фото: © Pixabay Жители населенного пункта Австралии Камбалда были возмущены поведением…

promo vasily_sergeev март 3, 2013 13:30 147
Buy for 100 tokens
В журнале формируются СОДЕРЖАНИЯ: указатели на то, как перейти к соответствующим ресурсам. Поисковикам, библиотекам, новостным агентствам, картинным галереям, блоггерам - путешественникам... Ну, типа оглавления рунета - таким я вижу свой журнал. Текущего оглавления. Или текущего содержания…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments