Василий Сергеев (vasily_sergeev) wrote,
Василий Сергеев
vasily_sergeev

Оригинал взят у alexcheban в

Шаманы, духи и божества народов севера



Коренные якуты издревле верят в Айыы, в духов Огня, Воды, Земли, Охоты, Дома. Во время моей поездки мы не раз спрашивали о религии, встречаясь с разными людьми, многие рассказывали очень интересные и новые вещи, что стало стимулом прозондировать вопрос чуть глубже по возвращении домой. Конечно мы интересовались, кто же такие настоящие якутские шаманы, существуют ли они на самом деле и какими способностями обладают.

Также мы побывали в этно-усадьбе семьи Атласовых, где хозяйка Валентина Иннокентьевна показала нам несколько традиционных религиозных обрядов, рассказала о шаманах и тенгрианстве…


Православие утвердилось в Якутии с момента появления на берегах Лены первых отрядов русских землепроходцев. Уже в 1632 году в Якутском остроге была построена часовня во имя святой Троицы, а в апреле 1642 года первый православный храм. Православное миссионерство в Якутии, по сравнению с другими регионами Российской империи, носило едва ли не наиболее гуманный и культурный характер. До конца XVIII века христианство в Якутии было религией почти исключительно русских поселенцев. Церкви строились в острогах для русского населения, серьезных попыток христианизации якутов не предпринималось. C конца XVIII века начинаются первые массовые крещения коренного населения. В то же время собственно шаманизм, с его гаданиями, заклинаниями, магическим врачеванием, не только сохранялся, но до некоторой степени даже распространялся среди местных русских.

К началу перестройки в Якутии практически отсутствовала какая-либо официально разрешенная религиозная жизнь — в начале 80-х гг. на всю Якутию существовал лишь один православный храм. В 90-е годы началось возрождение религии.

В республике нет религиозных конфликтов и давления, кто-то из коренных якутов может быть крещеным, кто-то нет. Однако коренные якуты и выходцы из смешанных семей в большинстве случаев чтут и уважают веру своих древних предков. Вот это наиболее интересно туристу, который приезжает в Якутию.

Мы побывали в этно-усадьбе Атласовых, которая находится возле Якутска, это возможность чуть соприкоснуться с якутским этносом даже во время кратковременного визита. Но, я думаю, что знакомство с настоящей глубинкой крайнего Севера у меня впереди.


1.

Якуты – один из народов, в языческих верованиях которого не было единого бога. Вместо бога у них почитались божества - так называемые айыы, покровительствовавшие земным легендарным предкам якутов. Юрюн Аар Тойон – верховное существо, не считался творцом человеческих судеб. Он выделил из своей семьи одного мужчину для жительства на средней земле, поэтому якуты считали себя родственниками этого небожителя. И как к родственнику обращались за помощью от злых духов, сопровождая свои заклинания –прошения обрядами с жертвоприношениями в виде животных, а также кроплением кумысом. У якутов есть три мира - нижний, верхний и средний - в котором живут люди.

Алгыс – благословение.Обычно талгыс совершается через посредничество духа огня. Через этого посредника люди могут обращаться к духам или к небожителям, которые ответственны за рождение и воспитание ребенка, за семейные, хозяйственные проблемы. Коренное отличие от шаманских мистерий в том, что алгыс произносятся, чтобы изменить будущее, а шаман часто пытается изменить прошлое. Прошлое изменяют духи Нижнего Мира и за это требуют материальных жертв. Жертвоприношение при обыденных алгысах чисто символическое. Иногда обходятся привязыванием кусочков материи – салама на месте проведения обряда, или сжиганием конского волоса на огне.

Отличие настоящих тенгрианских благословений также и в том, что в них не говорится о помощи или спасении, как в христианских или буддийских молитвах. Человек в жизни достигает всего сам, своими усилиями, поэтому тенгрианец просит, чтобы ему не препятствовали в его духовном росте или в свершаемых им делах.


2.


3.


4.


5.

Алгыс обращенные на общеплеменные и государственные дела совершаются коллективно. Наиболее распространенной формой является осуокай – хороводный танец. Больший эффект от такого мероприятия достигается если оно проводится в определенное время года. Осуокай - главное мистическое действо, проводимое во время ысыаха.

Ыhыах (ысыах) – дословно разбрасывать, брызгать. Тенгрианский календарь состоит из 13 месяцев. 12 месяцев по 30 дней и один короткий в 5 дней – месяц Тенгри. Совпадение этого месяца с неделей Троицы позволяет предполагать, что славянский солнечный календарь - солнцеворот также был тринадцатимесячным.


6.

По мнению известного французского исследователя религий Жан-Поля Ру, тюрки, жившие на Алтае задолго до новой эры, поклонялись "человеку-небу", "человеку-солнцу" - Тенгри. Китайские историки отмечают появление у тюрков культа Тенгри самое позднее в V-III веках до новой эры.

Основным отличием тенгрианства от восточных учений по управлению энергией является то, что здесь четко различаются энергия Нижнего Мира сy (аналог китайское ци) и энергия Верхнего Мира кy (аналог энергия Кундалини в индийских учениях). Если энергия материального мира обеспечивает здоровье и физическую силу на низших уровнях духовного развития, то энергия Верхнего Мира обеспечивает знание, доступ к мировому разуму на более высших уровнях.


7.


8.


9.

А это традиционная одежда шаманов. Шаманский наряд очень необычен. Шаманский плащ или кафтан непременно расшит множеством всевозможных лент и подвесок. Каждая деталь костюма имела свое особое назначение. Металлические подвески изображали фигурки животных, птиц, или даже людей, это символы важнейших духов-помощников. Длинные металлические пластины на рукавах и груди - это кости шамана, круглые диски разных размеров - сердце, зеркало или щит шамана. Есть там и изображения солнца и луны, звезд, даже бубенчики и колокольчики. Считалось, что подвески во время камлания могут превращаться в реальные предметы или существа и помогать шаману. Звон колокольчиков и бряцание металлических подвесок во время камлания создавали дополнительный звуковой эффект. Считалось, что злые духи боятся звона металла и не приблизятся к шаману.Сам кафтан или плащ сшит так, чтобы человек в нем походил на зверя или птицу.





Бубен - самый значимый шаманский инструмент. На внешнес стороне кожаной обтяжки у некоторых народов принято было наносить рисунки - шаманскую картину мира.Все важные камлания непременно проводились с участием бубна. В шаманских верованиях бубен имел очень много значений. Прежде всего бубен представлялся ездовым животным шамана - конем или оленем. Он олицетворял именно то животное, шкура которого использовалась для изготовления кожанного покрытия. Во время камлания шаман мог путешествовать на бубне как на коне или олене в верхний(небесный) мир, где обитают добрые духи.Для шаманов, путешествующих в нижний (подземный или подводный) мир к злым духам бубен превращался в лодку , способную везти шамана по подземной реке. Но самое главное - бубен помогал шаману входить в транс, чтобы общаться с духами.

Камлание начиналось обычно с разогревания бубна на огне - оживления или очищения бубна. Затем шаман начинал бить в бубен. Удары в бубен и пение шамана созывали духов-помощников, которые согласно древним верованиям, слетались и рассаживались на подвесках бубна.Считалось, что шаман приобретает бубен только по воле или с согласия духов. Духи сами показывали дерево из которого нужно сделать обод (обечайку) бубна.

Согласно древним верованиям, вся жизненная сила шамана была связана с бубном. У шамана в течении жизни последовательно могло быть несколько бубнов. Обычно не более 9. Когда рвался последний бубен, значит, шаман должен был умереть. Если же шаман умирал раньше, то и бубен умертвляли, выспуская из него духов. Обычно его протыкали, надевая на острый сук дерева рядом с могилой шамана.


10.


11.


12.


13.


14.


15.


16.


17.


18.


19.


20.


21.

Источники: http://tengry.org/; http://etnolingvistika.ru; http://www.religare.ru;

Якутия - это не только север, мороз и холод, но еще и возможность познакомиться с очень интересным этносом, где каждый следующий новый факт заставляет задавать все больше и больше вопросов.

Короче: если уж воскрешать вековые традиции и искать духовные скрепы, то надо глядеть глубже...
Subscribe
promo vasily_sergeev march 3, 2013 13:30 149
Buy for 100 tokens
В журнале формируются СОДЕРЖАНИЯ: указатели на то, как перейти к соответствующим ресурсам. Поисковикам, библиотекам, новостным агентствам, картинным галереям, блоггерам - путешественникам... Ну, типа оглавления рунета - таким я вижу свой журнал. Текущего оглавления. Или текущего содержания…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments