Василий Сергеев (vasily_sergeev) wrote,
Василий Сергеев
vasily_sergeev

"Я верю в православие"

Оригинал взят у anglares</lj> в

О "православном атеизме"

...для уяснения этого вопроса он взял не Вольтера, Шопенгауера, Спенсера, Конта, а философские книги Гегеля и религиозные сочинения Vinet, Хомякова и, естественно, нашел в них то самое, что ему было нужно: подобие успокоения и оправдания того религиозного учения, в котором он был воспитан и которое разум его давно уже не допускал, но без которого вся жизнь переполнялась неприятностями, а при признании которого все эти неприятности сразу устранялись. И он усвоил себе все те обычные софизмы о том, что отдельный разум человека не может познать истины, что истина открывается только совокупности людей, что единственное средство познания ее есть откровение, что откровение хранится церковью и т. п.; и с тех пор уже мог спокойно, без сознания совершаемой лжи, присутствовать при молебнах, панихидах, обеднях, мог говеть и креститься на образа и мог продолжать служебную деятельность, дававшую ему сознание приносимой пользы и утешение в нерадостной семейной жизни. Он думал, что он верит, но между тем больше, чем в чем-либо другом, он всем существом сознавал, что эта вера его была что-то совсем «не то».
Л.Н.Толстой. "Воскресение"


Еще в 90-е годы в окружившей фрустрированного постсоветского обывателя атмосфере разочарования, пустоты и безысходности пышно расцвело крайне уродливое и пошлое явление, получившее самоназвание «православный атеизм». Приверженцы этого мировоззрения, будучи сами атеистами, считают «полезным» привилегированное положение РПЦ и государственную поддержку православия как силы, соответствующей «корням и традициям» и создающей «духовную» основу для единства нации. С «православными атеистами» не следует путать просто неверующих людей, проявляющих интерес к тем или иным сторонам православной (или любой другой) религии, или разделяющих какие-то положения христианской этики. Для «православного атеиста» православие ценно исключительно своей «русскостью», самим фактом соответствия «традициям». При этом «православный атеист» может быть абсолютно равнодушен к любым богословским и религиоведческим вопросам.


Очевидно, что подобное мировоззрение является глубоко ущербным с точки зрения как любого подлинного христианина, так и любого думающего атеиста. Для первого не может не быть оскорбителен вульгарно-утилитарный подход к религии и церкви, уверенность в том, что постижение истины христовой вторично или вовсе ненужно по сравнению с сугубо земными целями вроде «укрепления русской государственности». Думающему атеисту же отвратителен открытый отказ от развития и стремления к истине во имя иллюзорного единения скрепленного мертвой «традицией» в которую не верят сами ее апологеты.
Главным побуждением «православных атеистов», определяющих все их мировоззрение, является стремление сбиться в стаю, обретя тем самым силу, примкнуть к силе и власти, под какими бы знаменами она не выступала. Хотя по большому счету таким людям все равно, во имя чего сплачивается эта сильная стая, предпочтение отдается знаменам освященным «традициями», ибо их выбор не требует никакого рационального обоснования, никакой рефлексии, и следовательно – сплачивает крепче. Только этим и объясняется выбор в пользу православия. Не удивительно что феномен «православного атеизма» стал распространен в нашей стране только после того, как церковь уже обрела влияние, могущества и богатство, когда мода на показную религиозность распространилась среди властей предержащих. В обществе, где церковь не то что гонима, а хотя бы просто лишена возможности вмешиваться в светскую жизнь, сколько-нибудь массовое распространение подобного мировоззрения лишено почвы.
В настоящее время давно потерялась четкая грань между открытыми и честными «православными атеистами», «православными атеистами» мимикрирующими под верующих и теми, кто не только мимикрирует под верующих, но искренне считает себя таковыми. Последние свое упоение причастностью к могущественной силе искренне принимают за «религиозные чувства», и столь же искренне считает оскорбителями этих чувств всех, кто открыто выражает свое презрение к силе и гонору «православной общественности». И именно в этих людях – в силу их многочисленности, активности и отсутствия рефлексии – иерархи РПЦ видят свою главную опору, именно на них рассчитана вся нынешняя официальная пропаганда «православных ценностей», именно они являются топливом для разжигания истерик «оскорбленных верующих».

Из каментов:

nravov
А по-моему в России и нет настоящих верующих, христиан, за исключением быть может единиц. 99% прихожан и "бытовых верующих", по моим наблюдениям - именно такие православные атеисты, как Вы описали, никогда не читавшие Писания, не ищущие никаких спасений или дороги Христа, а находящие в православном коде только чаемую ими традицию и основания для их ханжеской морали.
В советское время они были такими же православными коммунистами. Да и в общем разницы между православным атеизмом и православным коммунизмом - ноль.

tritopora
Синодальная церковь и была во многом мирским государственным культом ещё 100 лет назад. Сейчас это слишком уж на поверхности стало - для статуса "православного" (они никогда не говорят "христианина") не обязательно даже бытие Божие признавать и исповедовать 12 членов символа веры. Надо верить в "православную культуру", "традиционные ценности" и прочие культовые предметы государственного культа. Это почти как то самое римское язычество, на которое нападали когда-то ранние христиане.
Так что, "православный атеизм" - это самый дух этого учения. Поэтому нападки на религию и "сверхъестественное" бьют мимо цели - государственный культ религией вовсе не является, не обращается ни к каким сверхъестественным силам и не нуждается для подтверждения своих притязаний ни в каком божественном источнике.

lrlay777
Православие сыграло главенствующую роль в формировании русского этноса и одну из важнейших при формировании российской государственности. До 18 века для идентификации свой- чужой русские люди использовали понятие "крещеный" (православный)/ "нехристь". Про , собственно, национальность вспоминали редко. Силы, стремящиеся , разрушить Россию и уничтожить русский народ отлично это понимают. Поэтому на дискредитацию православия и направлены их значительные силы. Поэтому причислять себя к православным и защищать православие многих людей толкает не столько истинная вера, сколько элементарный инстинкт национального самосохранения. Истинно православным не стоит отталкивать от себя таких людей.
Tags: РПЦ, история современности, православие
Subscribe
promo vasily_sergeev march 3, 2013 13:30 149
Buy for 100 tokens
В журнале формируются СОДЕРЖАНИЯ: указатели на то, как перейти к соответствующим ресурсам. Поисковикам, библиотекам, новостным агентствам, картинным галереям, блоггерам - путешественникам... Ну, типа оглавления рунета - таким я вижу свой журнал. Текущего оглавления. Или текущего содержания…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments