Василий Сергеев (vasily_sergeev) wrote,
Василий Сергеев
vasily_sergeev

Дуглас Бейдер

Оригинал взят у krokertg в

Дуглас Бейдер

На днях в №11 1990г. в рубрике "Клуб ТМ" попалась заметка "Безногий ас" (люблю перечитывать старые подшивки "Техника - Молодежи")
Сразу заскребли кошки на предмет того, что еще год т.н., после общения с партнером-англичанином (бывшим летчиком), хотела написать пост о Бейдере.
Отечественный литературный Мересьев (как и его реальный прототип без 1 ступни), конечно, герой, но жизнь Дугласа Бейдера, впечатляет.







Лишившись обеих ног еще в молодости во время тренировочного полета (одну ампутировали выше, другую ниже колена), этот летчик-истребитель не бросил полеты и успешно прошел всю 2-ю Мировую войну, держа в страхе противников.

Вот сама заметка:

"...Летная биография Бейдера началась в 1930 году, когда после окончания авиационного училища он прибыл на место службы в истребительный дивизион. Молодой летчик быстро стал одним из лучших специалистов по выполнению фигур высшего пилотажа на предельно малых высотах. Трагедия разразилась 14 декабря 1931г, когда при выполнении "бочки" на высоте 15м. самолет неожиданно потерял управление и рухнул на землю. Извлеченный из-под обломков машины Бейдер был срочно доставлен в госпиталь, где ему пришлось ампутировать обе ноги: одну выше, а другую - ниже колена.
  Казалось, все кончено, путь в небо для него закрыт навсегда. Но вопреки обстоятельствам Бейдер решил вернуться в авиацию. Через полгода усиленных тренировок он стал уверенно ходить на протезах и даже водить автомобиль. В июне 1932 года он совершает после аварии полет на самолете "Авро-504", в задней кабине которого находится его сослуживец. Хотя полет прошел без всяких замечаний, медицинская комиссия отклонила просьбу пилота о возвращении в истребительную авиацию. Лишь через 7 лет, в ноябре 1939года, когда уже шла 2 мировая война, Бейдер добивается направления сначала в учебную, а потом и в боевую часть.
  В "Битве за Англию", начавшейся в августе 1940 г., он открыл боевой счет сбитых фашистских самолетов, и вскоре стал одним из самых знаменитых асов британской авиации.
  Настал роковой июнь 1941г. Авиакрыло, которым командовал майор Дуглас Бейдер, получило приказ сковать силы люфтваффе во Франции и не допустить их переброски на Восток. 9 августа 1941г при штурмовке аэродрома в Сент-Омер Бейдер, перекрывая отход штурмовой группы, принял бой против шести "мессеров", из которых сбил два - то были его 21-я и 22-я победы. Но силы были неравными - "харрикейн" отважного британца был подожжен, и он, потеряв перебитый осколками протез, спасается на парашюте.
  Немецкие летчики были шокированы, когда увидели, что у пленного английского майора нет ног. Он был помещен в офицерский лагерь. Проведав об этом, туда через несколько дней его друзья сбросили с бомбардировщика новый протез, и спустя месяц Бейдер бежал, примкнув к отряду французского Сопротивления. Но ему опять не повезло: он был схвачен немцами, переправлен в Гекрманию и до конца войны томился в лагере Колдитц.
  После освобождения лагеря американскими войсками 14 апреля 1945г. Бейдер вернулся в Англию, возглавлял учебную авиачасть. Через несколько лет по состоянию здоровья ушел из ВВС. Умер он в сентябре 1982г.
"

Умер он от сердечного приступа в возрасте 72 лет, 5 сентября 1982г. за рулем своего автомобиля, когда ехал в пригород, чтобы принять участие в турнире по гольфу в Айршире.

Теперь подробнее:
Дуглас Роберт Бэйдер (Douglas Robert Bader).
Родился 21 февраля 1910г.
Одержал 20 побед лично, 4 - в группе, имел 6 личные неподтвержденные победы, 1 - групповую, 11 самолетов повредил. Первая победа : 1 июня 1940 года. Служил в 222 и 242-й эскадрильях, командовал авиакрылом Тангмер; воевал во Франции, принимал участие в обороне Великобритании, в операции над Ла-Маншем. Летал на Spitfire и Hurricane. Попал в плен 9 августа 1941года. Награжден Орденом за Выдающиеся заслуги с почетной лентой и Крестом за летные боевые заслуги с почетной лентой.

Лично знавшие Бейдера характеризовали его как высокомерного, самоуверенного, консервативного и до безрассудства храброго.
Именно Бейдер внедрил построение "четыре пальца", и, кроме того, он внес гораздо больший вклад в развитие тактики боев при численном превосходстве противника, чем кто-либо другой. Сам Бэйдер предпочитал атаковать врага снизу и сзади.

"Занимая позицию для атаки сзади, получаешь вполне очевидные преимущества. Тебя не видят, зато ты, находясь чуть-чуть ниже противника, прекрасно видишь весь вражеский самолет, а не только его силуэт. И появляется масса возможностей, стрелять ли по бомбардировщику, или по его двигателям, или куда-то там еще. Именно снизу самолет наиболее уязвим, "Сто девятые" сбивать тоже не особенно трудно, хотя, конечно, тут все зависит от того, как ты маневрируешь. Немецкий летчик сидит над топливным баком, который имеет форму кресла пилота. Понятно, там есть бронирование и все такое, но, знаете ли, я вряд ли был бы спокоен, сидя на баке с горючим!"

На посту командира истребительного соединения Бэйдер показал себя с самой лучшей стороны, как в небе, так и на земле. Старше Мэлона на несколько месяцев, он был значительно более общительным человеком, чем "Сейлор". До некоторой степени излишне консервативный, Бэйдер не очень любил, когда ему возражали, но, тем не менее, круг его общения вовсе не напоминал отношения короля и свиты. Можно даже утверждать, что летчики авиакрыла в Тангмере жили одной дружной семьей

Главной отличительной особенностью Бэйдера как командира было его умение внушать уважение к себе. Он приучил своих подчиненных спокойно относиться к риску и допускать его только в разумных пределах. Так что не случайно его авиакрыло прозвали "автобусным маршрутом", на котором существовало правило: "У всех должен быть обратный билет".

В небе над Францией, накануне тяжелого боя, Бэйдер частенько отпускал в воздухе разные не относящиеся к делу реплики. Так, например, он мог заметить: "А этот салага, что летит восемнадцатым, может корчить рожи, правда?" Глаза летчиков округлялись от изумления, рты под кислородными масками растягивались в непроизвольную ухмылку, но напряжение спадало, и пилоты спокойнее ждали встречи с врагом. Еще одной запоминающейся особенностью Бэйдера была его привычка выкурить на обратном пути трубочку. Вообще-то ни один здравомыслящий человек не стал бы зажигать спичку в кабине "Спитфайра", но подобные манеры добавляли веса мифу о неуязвимости Бэйдера. Для тех же, кто никогда не летал в боевых условиях, подобные факты просто не поддаются пониманию.

Джонни Джонсон из 616-й эскадрильи писал: "Когда говорит командир и слышен его спокойный энергичный голос, мы отлично понимаем, что вот сейчас, здесь, в небе мы связаны такой близостью, какую редко когда удается почувствовать на земле. Невидимые нити доверия и товарищества объединяют нас, а Дуглас Бэйдер защитит и сохранит всех во время полета".


Узнав о плене Бейдера, Истребительное Командование нашло возможность сбросить Бадеру новые протезы - старые были повреждены при покидании самолета.
Интересен звонок Уинстона Черчилля по этому поводу в штаб Истребительного Командования:
«Дуглас!»
«Да, сэр».
«Я узнал из газет, что вы устроили братание с противником, сбросив протез попавшему в плен летчику».
«Да, сэр, вы можете назвать это братанием. Однако мы сумели сбить 11 вражеских самолетов, потеряв всего 6 или 7 своих. Поэтому я надеюсь, что вы поймете — дело того стоило».
Ответом было невнятное хмыканье, и телефонную трубку повесили.
Английский ас Дуглас Бэйдер на протезах забирается в кабину своего истребителя «Спитфайр» Mk.IX
Вызывает восхищение боевой дух Бейдера, который после освобождения из плена, пытается раздобыть «Спитфайр», чтобы успеть совершить еще хотя бы пару вылетов. Поэтому вполне заслуженной наградой ему стало командование воздушным парадом над Лондоном в честь победы.

В феврале 1946 года Бейдер уходит в отставку и возвращается на работу в компанию «Шелл», где продолжает летать по всему свету. При этом он неоднократно посещает госпитали для ветеранов войны. В 1976 году королева Елизавета II возвела Бейдера в рыцарское достоинство за его деятельность в пользу инвалидов, «многих из которых вдохновил его личный пример».

Естественно, что кинематограф не мог оставить в тени такую яркую биографию:

- "Битва за Британию" реж. Фрэнк Капра, Энтони Вейллер, 1943г (мировая премьера 2004г)
Битва за Британию (The Battle of Britain)
Рассказанная дважды контуженным во время войны пилотом Дугласом Бейдером, «Битва за Британию» — это ода храбрости и самопожертвованию британского народа перед лицом постоянных бомбардировок войск Гитлера. В 1940 году Британия была единственной европейской страной, не сдавшейся в руки врага. В конце, британские пилоты готовят наступление, чтобы отразить натиск войск фашистской Германии.


Tags: персоналии
Subscribe
promo vasily_sergeev march 3, 2013 13:30 149
Buy for 100 tokens
В журнале формируются СОДЕРЖАНИЯ: указатели на то, как перейти к соответствующим ресурсам. Поисковикам, библиотекам, новостным агентствам, картинным галереям, блоггерам - путешественникам... Ну, типа оглавления рунета - таким я вижу свой журнал. Текущего оглавления. Или текущего содержания…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments