Василий Сергеев (vasily_sergeev) wrote,
Василий Сергеев
vasily_sergeev

Запретили хадисы...

Не стоило помещать хадисы в список запрещенной литературы

На днях стало известно о решении Ленинского районного суда Оренбурга о признании экстремистскими материалами 65 книг и брошюр, изданных российскими исламскими издательствами. Сообщается, что решение вынесено на основании двух экспертиз, автором одной из которых указан член Совета при Минюсте РФ по выявлению признаков экстремизма в религиозной литературе, преподаватель Московской духовной академии диакон Георгий Максимов. С резкой критикой решения суда выступил Совет муфтиев России, который расценил его как попытку возрождения тотального идеологического контроля и пригрозил утратой лояльности мусульман государству.
В интервью "Интерфакс-Религия" отец Георгий рассказал о том, имеет ли действительно его заключение отношение к вердикту суда, стоило ли запрещать все 65 материалов и являются ли экстремистскими труды богословов движения "Нурджулар".


- Отец Георгий, какова связь Вашего экспертного заключения и решения суда?

- Я узнал об этом судебном решении только после того, как мне стали звонить журналисты. Я был очень удивлен как самим решением, так и тем, что в качестве основания для него было указано две экспертизы, одна из которых - моя.



- Вы не писали это заключение?

- Я писал его для другого судебного процесса. Более двух лет назад в соответствии с официальным постановлением следователя мне было поручено провести религиоведческую экспертизу библиотеки, изъятой из оренбургской квартиры, в которой регулярно встречалась группа учащихся медресе. Передо мной был поставлен вполне определенный вопрос: к какому религиозному движению принадлежит данная религиозная группа. На этот вопрос и отвечает мое экспертное заключение. И состав библиотеки, и содержание материалов позволяет сделать вывод о том, что данная религиозная группа принадлежала к международному движению "Нурджулар". Оно возникло в Турции, но активно действует в разных странах, и в настоящее время признано экстремистским в России и Узбекистане.

- Вы считаете, что состав книг действительно может свидетельствовать о религиозных взглядах их владельца?

- Безусловно. Представьте себе мусульманскую библиотеку, в которой нет ни одного Корана, но зато множество книг Саида Нурси, Фетхуллы Гюлена и еще целого ряда авторов, так или иначе ассоциируемых с "Нурджулар". Кроме того, в библиотеке имелись материалы, прямым текстом свидетельствующие о связи ее владельцев с этим движением. Судебный процесс, для которого была написана моя экспертиза, состоялся в 2011 году, и на нем, помимо экспертных заключений, рассматривались свидетельские показания и факты, установленные в ходе следствия. Он касался деятельности организатора этой религиозной группы в Оренбурге. А вот новый судебный процесс, уже 2012 года, по результатам которого 65 книг из той библиотеки были признаны экстремистскими материалами, для меня стал неожиданностью.

Мое экспертное заключение не решало вопроса о том, содержит ли каждая из обнаруженных в библиотеке книг признаки экстремизма. Повторяю, такой вопрос передо мной не ставился, и в своем заключении я его не решал. В тексте моей экспертизы приводятся и анализируются цитаты из девяти книг Нурси и Гюлена, так что она в принципе не может служить основанием для вынесения решения по 65 книгам. В той библиотеке были разные материалы. Были книги идеологов "Нурджулар", было семь книг, которые еще в 2007 году признаны экстремистскими, но были и книги, которые я очень удивился увидеть в списке экстремистских материалов.

- Какие, например?

- Прежде всего те, которые имеют каноническое значение для ислама. Как известно, хадисы являются вторым после Корана вероучительным источником в исламе. Сборник хадисов ан-Навави пользуется большим авторитетом у мусульман. То же можно сказать и о "Жизнеописании посланника Аллаха" Ибн Хишама. Это канонические источники ислама, они не связаны с деятельностью какой-либо секты. Поэтому я был весьма удивлен тем, что они попали в этот список. На мой взгляд, канонические книги той или иной официально признанной религии не должны быть предметом рассмотрения суда. О них можно дискутировать, но пусть это делают богословы и религиоведы, а не судьи. Если же суд посягает на канонические источники религии, то неудивительно, что верующие испытывают возмущение. Лично мне бы и в голову не пришло помещать хадисы в списки запрещенной литературы.


Полностью. Точка зрения Ю.Максимова на вопросы взаимоотношений православия и ислама - здесь. Смотрите также материал martinis09
Tags: ислам, православие
Subscribe
promo vasily_sergeev march 3, 2013 13:30 149
Buy for 100 tokens
В журнале формируются СОДЕРЖАНИЯ: указатели на то, как перейти к соответствующим ресурсам. Поисковикам, библиотекам, новостным агентствам, картинным галереям, блоггерам - путешественникам... Ну, типа оглавления рунета - таким я вижу свой журнал. Текущего оглавления. Или текущего содержания…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment