Василий Сергеев (vasily_sergeev) wrote,
Василий Сергеев
vasily_sergeev

Зелені Свята

Зелені Свята - один из моих любимых праздников



Зеленые праздники - очень древнее народное дохристианское праздник, который символизирует окончательный приход лета. Это завершение весеннего и начало летнего календарного цикла. В основе Зеленых праздников тысячи лет лежали культ растительности и магия заклинания будущего урожая.
С принятием христианства Зеленые праздники стали называться еще и Троицей, которая отмечалась на 50-й день после Пасхи и совпадала с Зеленой воскресеньем. Однако на протяжении многих веков традиционно оставалась старая народная ритуально-обрядовая составляющая Зеленых праздников.



Зелені Свята. Служба Божа в церкві Покрови Пресвятої Богородиці.



Некоторые тысячелетние традиции и обряды наших предков, конечно, были утрачены и позабытые, некоторые были изменены или упрощенные, но народная память все же сохранила хотя бы элементы и главные атрибуты Зеленых праздников.

Накануне Зеленой воскресенье, в субботу, что называлась клечаною, дом, двор и хозяйственные здания украшали клечанням - зелеными ветвями деревьев. Ветви втыкали в крышу, на воротах, у окон, за иконы. Пол или пол в доме устилали душистыми травами: осокой, любисток, мятой, пижмы, аиром.



Как все другие праздники наших предков, Зеленые праздники базировались на земледельческих традициях солнечного цикла. Но кроме культа Солнца и культа умерших предков, в основе Зеленых праздников лежал культ дерева и цветов. Возможно, тысячелетняя традиция украшать жилище на Зеленые праздники зелеными ветками и была связана с древним культом и праздником деревьев.



До последнего века в Украине отдельные деревья отличались от других особым уважением к ним. Это дуб, ясень, явор, тополь, береза, липа. В отдельных местностях даже нельзя было ломать ветви дуба на зелень.

Культ дерева и леса ярко отражался в подготовке к Зеленых праздников. По зелень леса ехал старший семьи (в древности, конечно, старший рода). Зелень забирали в дом, на скотный двор, конюшни, хлевы, несли в амбары, риги, на пасеку. По мнению наших предков, в деревьях поселялись души умерших родных - дедов-прадедов. Дед-Ладо - добрый дух предков - опекунов рода - вместе с ветками-клечанням приходил к господи.



Между прочим, сербы и греки в дни Зеленых праздников собирали цветы, плели венки и несли их домой, а другие народы, как и украинцы, украшали свои дома зелеными ветвями деревьев, которые несли из леса или «священной рощи».

В Зеленые праздники в некоторых местностях Украины были обычаи, связанные со священными деревьями. Например, на Левобережье был обряд водить тополь. Девушки выбирали между собой девушку на тополь, украшали ее ожерельем, лентами и цветами, лицо завязывали платком, руки привязывали к палки и так водили по селу с громкими песнями. Каждый хозяин радушно встречал процессию и, принимая от нее добрые пожелания (главным образом, приплода скота и хорошего урожая), щедро одаривал участников обряда.



На Полесье бытовал близок по значению обряд Троицкого куста, роль которого тоже исполняла девушка. А еще известна такая молодежная забава, как вой березы.

Утром в Зеленую воскресенье девушки принимают пищу, закликаюь ребят и с песнями-веснушками и гаевками идут в лес или в рощу. Там играют, поют, хороводять, а потом садятся и вместе едят все, что принесли. После этого ищут в лесу молодые березки, которые имеют тонкие и длинные ветки-прутья - и с того тонкого ветки на самом берегу завивают венки, распевая соответствующих песен:

По саду хожу, виноград сажаю
Посадив и поливаю,
Ой полив и нащіпаю,
Нащіпавши, венчика зів'ю,
Венчика свив, на воду пущу:
Кто венка пійме, тот примет меня...

Ребята могут помогать - каждый своей девушке - завить венок на берегу.

Ой, зав'ю венки и на все святки,
Ой на все святки, на все праздники...
На все святочки, на годовії и на роковії...

Свив венок на живом берегу, ребята их осторожно отламывают и поручают девушкам. А девушки забирают домой и поздним вечером идут к воде и пускают их на воду, как на Купала, созерцая, или быстро плывут, или не уйдут под воду, или соединится с другим венком, на который загадала девушка, или не пристанет к берегу, и т.д.

Троицкие развлечения начинались с понедельника и продолжались целую неделю. Обычно их устраивали в лесу или в поле, на выгоне за селом. Местами молодежные забавы и танцы проходили возле специальных кулис - игорного дуба или явора. Они представляли собой длинную жердь, к которой сверху горизонтально прикрепляли колесо, украшенное цветами, ветками, лентами.

На троицу, как и после Пасхи, навещали могилы умерших родственников, которых осыпали клечаним зельем. На кладбище устраивали панихиды и общие поминальные трапезы. Эта традиция местами - я бы сказала, везде у нас D.W. - сохранилась до наших дней.



Статья отсюда. Утащено отсюда, спасибо Dancing Witch
Tags: праздник, язычество
Subscribe
promo vasily_sergeev march 3, 2013 13:30 149
Buy for 100 tokens
В журнале формируются СОДЕРЖАНИЯ: указатели на то, как перейти к соответствующим ресурсам. Поисковикам, библиотекам, новостным агентствам, картинным галереям, блоггерам - путешественникам... Ну, типа оглавления рунета - таким я вижу свой журнал. Текущего оглавления. Или текущего содержания…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments