Василий Сергеев (vasily_sergeev) wrote,
Василий Сергеев
vasily_sergeev

Реб Реувен о Катынском деле

Есть такая пословица: "весь полк идет не в ногу, один поручик шагает в ногу". Весь мир знал, что поляки в Катыни были расстреляны НКВД, - но он "шагал не в ногу". Только СССР утверждал, что расстрелы были делом рук гестапо, - и он шагал "в ногу". Советскому Союзу были неинтересны иностранные инвестиции, поэтому он не беспокоился о том, что подумают о нем буржуи - потенциальные инвесторы, он вообще отгородился от мира "железным занавесом", который в тогдашних книгах про шпионов называли "граница на замке". А вот сегодняшней России мнение инвесторов важно. Она почувствовала, как тяжело приходится в результате оттока за границу и капиталов, и "мозгов"... И сразу стали отыскиваться и нужные документы, и нужные мероприятия... Для иллюстрации того, о чем я сейчас сказал, приведу притчу реб Реувена Пятигорского, aka r5gor , благо в том же материале он и сам рассуждает именно о Катыни...

"...рассказ о том, как один раввин многое потерял, но не захотел, чтобы его подозревали в воровстве или мошенничестве.

Герой рассказа – раби Шломо Залман Поруш, известнейший талмудист и праведник. Время происшествия – непосредственно перед Первой мировой войной.

Рав Поруш ждал деньги из Минска, которые должны были прибыть в Святую землю накануне Песаха, чтобы раздать их беднякам на праздник. Но деньги задерживались. Тогда он обратился к другому раввину, человеку состоятельному, к раву Файвелю Столяру, и взял у него в долг 200 золотых наполеонов, страшная по тем временам сумма. И сказал, что, как только придет помощь из Минска, он сразу вернет долг.

Однако помощь вовремя не пришла, поэтому рав Поруш пошел после Песаха и вернул раву Столяру 110 наполеондоров (заняв у других людей), а про остальные сказал, что отдаст чуть позже. И вот, через два месяца, с большим опозданием пришла помощь – и рав Поруш наконец-то смог вернуть долги своим кредиторам, после чего пошел вернуть раву Файвелю Столяру оставшиеся 90 наполеондоров.

Но реб Файвель был стар – он давно забыл про 110 наполеондоров. Поэтому сказал, что от рава Поруша ничего не получил. Так что пусть вернет весь долг в 200 золотых монет.

Понятно, что рав Поруш стоял на своем. Дело дошло до раввинского суда. А в то время иерусалимским судом руководил раби Шмуэль Салант, личность крайне колоритная и особо почитаемая всеми жителями города. Праведник и умница был величайший. И вот, под его председательством, суд постановил, что раву Шломо Залман следует дать клятву с именем Всевышнего о том, что он деньги вернул. (Так поступают, когда нет документов, доказывающих правоту ответчика.)

На это рав Шломо Залман сказал, что он никогда не дает таких страшных клятв – даже в случае полной и несомненной для него истины. Дескать, он не сомневается, что прав, но клятву дать отказывается. Ибо таков обычай крупных раввинов, идущий с древних времен.

В ответ рав Салант вынес решение, принуждающее его дать такую клятву. И пояснил, что иначе его будут подозревать люди. Ведь, что они подумают? Что, поскольку рав не хочет поклясться – значит, деньги у него.

Делать нечего. Против решения раввинского суда идти нельзя. И рав Шломо Залман принял на себя это постановление. Впрочем, попросил себе три дня отсрочки – чтобы подготовиться к клятве.

Наконец, в установленный судом день он вместе со всей семьей пришел, облаченный в белые (траурные) одежды, – и дал клятву.

Вроде бы дело разрешилось самым лучшим образом. Но люди есть люди. Кто-нибудь да скажет потихоньку: не сразу поклялся – значит, "рыльце в пушку".

И что сделал наш рав? Продал свою квартиру за 50 наполеондоров, взял в долг еще 60 и отдал 110 наполеонов на строительство синагоги в иерусалимском квартале "Бейт Исраэль". Называется синагога "Бейт Яаков" (дом Яакова). Она стоит поныне, на ее северной стороне висит табличка: "Построено на сумму в 110 наполеондоров, данных одним человеком на цдаку". Приедете туристом в святой город – пройдите по этому району, полюбуйтесь на табличку. Чистая прозрачность и финансовая чистота!

Зачем он так сделал? Чтобы очистить себя от малейших подозрений.

Кстати, через год после тех событий, за несколько дней до Песаха (т.е. во время уборки дома) в семье рава Файвеля нашли мешочек с этими несчастными 110 наполеонами. И он при всех попросил у рава Поруша прощения.

Вот и вся история. Делай, что хочешь – но будь вне подозрений. Даже когда ни в чем не виноват и совесть твоя чиста.

*  *

На этот путь, кажется, встали российские власти. (А им было в чем признаваться - ибо совесть не была чиста. А значит тем более!)
И это, как мне представляется, – главное в Катынском деле. Новый, что ни говорите, этап прозрачной истории..."

Вот такая притча и такой комментарий к ней от реб Реувена.
Tags: история современности, иудаизм
Subscribe
promo vasily_sergeev march 3, 2013 13:30 149
Buy for 100 tokens
В журнале формируются СОДЕРЖАНИЯ: указатели на то, как перейти к соответствующим ресурсам. Поисковикам, библиотекам, новостным агентствам, картинным галереям, блоггерам - путешественникам... Ну, типа оглавления рунета - таким я вижу свой журнал. Текущего оглавления. Или текущего содержания…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments