Василий Сергеев (vasily_sergeev) wrote,
Василий Сергеев
vasily_sergeev

Categories:

Станислав Никиреев

rebeka_r 

Станислав Никиреев

А вот вам такое имя - Станислав Никиреев - не попадалось?
Абсолютно неповторимый художник.
Технологически - просто обескураживает.
Он перевернул все представления о пределах возможностей офортной техники и ее границах. Об офорте в принципе. То есть, он соединил мастерство микрогравировки (это когда на половинке какого-то зерна или срезе волоса пишут третий том Капитала, который можно читать через микроскоп) с большой развернутой плоскостью. И этим он просто изменил представления о пространственности и перспективе.

А нужно ему это было для того, чтоб создавать накоторую особую полифонию оттенков серого - от белого до бархатно глубокого черного. То есть, это некий до сих пор несуществовавший вид живописи теней, которые колеблются и накладываюся одна на другую, колышутся, - в контрасте с жесткостью, свойственной гравюре.
К сожалению, не существует такой техники (фото) которая могла бы передать этот эффект его работ,- он виден только на оригиналах, которые кажутся многослойными и шевелятся, переливаются, как улей или муравейник.

У него каждая работа (их всего около 40, если не ошибаюсь, и несколько рисунков) - это такой сон, который длится,т.е. - что-то такое замершее в воздухе в падении, и медленно почему-то поплывшее в сторону.

Мучаюсь с тем, как бы это определить, что Никиреев выражает, но, я думаю, это - то самое полуобморочное состояние, когда предметы приобретают противоестественную отчетливость, а время растягивается - т.е.то самое пресловутое - "на том конце замедленного жеста"...,- так как-то, видимо.


Никиреев С. М. "Провода". Офорт. 1979 г.


Никиреев Станислав Михайлович . "Подмосковная зима"


Никиреев Станислав Михайлович. "Подмосковный иней". 1987 г.


Никиреев С. М. "Дом Олениных в Торжке". Офорт. 1972 г.

Спят деревенские дворы, промерзают дощечками и бревнами под заснеженной крышей... Лета ждут.
Летом не дачные, а настоящие деревенские дворы совсем другие. Строгость исчезает. Уходит холодное одиночество. Обнажается жизнь.

Никиреев С. М. "Фросин двор"

Никиреев Станислав Михайлович (07.11.1932 - 24.08.2007).
Народный художник России. Лауреат Государственной премии РСФСР им. Репина И.Е. Член-корреспондент АХ СССР.
Родился в г. Мичуринске Тамбовской области.
В 1957 г. окончил Пензенское художественное училище им. К. А. Савицкого (учился у И. С. Горюшкина-Сорокопудова). В 1963 г. окончил Московский государственный художественный институт им. В. И. Сурикова, мастерская Е. А. Кибрика. Офорту учился у М. Н. Алексича, у Е. А. Кибрика – станковой графике.
Член Союза художников России (1970). Член-корреспондент Академии художеств СССР (1983). Заслуженный художник России (1984). Работал в Графическом комбинате МОХФ РСФСР.
Награжден Орденом "Знак Почета", Серебряной медалью АХ СССР за серию офортов "Пейзажи", Государственной премией РСФСР им. Репина за серию гравюр-пейзажей Подмосковья "Соловьиные места", "Весенний мотив", "Зимний пейзаж", "Сельский пейзаж". Премия на биеннале малой графики в Словакии 1974 г. и диплом АХ СССР за серию пейзажей и натюрмортов. Серебряная медаль АХ СССР 1978 г. за серию офортов "Пейзажи". Занесён в книгу рекордов Гиннеса как человек, уместивший максимальное количество деталей на 1 кв. см (78 деталей).
Произведения находятся в Третьяковской галерее, Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина, Государственном русском музее, Библиотеке Конгресса США, Музее русской графики (Берлин) и мн. др.
Похоронен в праздник Успения Богородицы 28 августа на кладбище г. Подольска Московской области. В этом городе он жил и творил последние годы.


Это общепризнанный великий художник-график. реформатор офорта как жанра вообще. - Рембрандт,  Дюрер, Никиреев - вот такого уровня и ряда, без преувеличения.
Причем, ты же понимаешь,оценка искусства - это всегда игра и вопрос вкусов или моды.
Но Никиреев - этот тот редкий случай, когда высший пилотаж и уникальная технология столь очевидны, мастерство настолько объективно, что его величие и значимость совершенно никем не оспоримы, независимо от вкусов.

иногда говорят - ну да, тонкач необыкновенный, это так, учиться и учиться, тут, конечно, все уникально, с этим спорить не приходится, поражает, но это же - простой детальный реализм, где же здесь искусство-то вообще)))))))))

На самом деле, такой лист ведь ему нужно было гравировать месяцами - сантиметр за сантиметром,- там ведь еще и глубина штриха, заполняемого краской, тоже влияет на цвет, получаемый на листе, а не только частота точек (она у гнго выше, чем разрешение у современных фотоустройств).

И вот теперь представь - три месяца назад, допустим, он сделал какой-то участок в левом нижнем углу. месяц назал - в центре, два дня назад - опять в левом углу. Сегодня - в правом сверху, угол, напр.
И вот - как сохранить единство листа? Настроение? Цельность работы?
Как он мог удержать в себе неделями - ноту, вот этот вдох и выдох, без которого ведь все шито нитками, мертво и не держится?
Отсюда, собственно, и эта призрачность его работ, миражность, невесомость.
Фантастический, необыкновенный человек и автор сверх-странный.

У него еще одна была страсть - огромная коллекции бабочек (как у Набокова)))
Он их рассматривал в лупу все время, узоры на крылышках, как они сделаны). Подпись его на каждой работе внизу, если рассмотришь - именно бабочка.
И это очень точно, - ключ для зрителей. Никиреев и есть, и творчество его - это взмах крылышек такой фантастической бабочки, легчайшей.

То есть , я хочу сказать - вот предположим, вдох... задержите дыхание... в какой-то момент как бы голова чуть закружится, поведет как бы.
Вот эта секунда - это и есть настроение Никиреева.
все, шумный выдох.

Мне рассказывали, что киллеры, снайперы, стреляют - курок нажимают, - не только задержав дыхание, но - между ударами сердца, чтоб прицел не сбился.

Вот он видимо, как-то так мир воспринимал.
Это же железная пластина,на которой он гравирует, на ней же нельзя ошибиться, стереть, потом переделать, чарновики невозможны, каждое движение - окончательное.

Страницы: << 1 2 3 4 >>

Никиреев С. М.
Соловьиные места (1/0)
Никиреев С. М.
Подмосковный иней (2/0)
Никиреев С. М.
Весенние встречи (4/0)
 
Никиреев С. М.
Иней (5/0)
Никиреев С. М.
Последние цветы
Никиреев С. М.
Флоренция.
 
Никиреев С. М.
Сиена (3/0)
Никиреев С. М.
Венеция. Пьяцетта
Никиреев С. М.
Церковь Вознесения в Торжке (4/0)
 
Никиреев С. М.
Торжок
Никиреев С. М.
Иней
Никиреев С. М.
Гостиница Пожарского (1/0)
 
Никиреев С. М.
Дом Олениных (1/0)
Никиреев С. М.
Дом Полторацких под Торжком (1/0)
Никиреев С. М.
Дятел (9/0)


Внимание! Это - не мой пост, это - комментарий необыкновенной и удивительной rebeka_r , который я поднимаю в пост!
Смотреть также:
vorontsova-nvu
Tags: картинная галерея
Subscribe
promo vasily_sergeev march 3, 2013 13:30 147
Buy for 100 tokens
В журнале формируются СОДЕРЖАНИЯ: указатели на то, как перейти к соответствующим ресурсам. Поисковикам, библиотекам, новостным агентствам, картинным галереям, блоггерам - путешественникам... Ну, типа оглавления рунета - таким я вижу свой журнал. Текущего оглавления. Или текущего содержания…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments