Василий Сергеев (vasily_sergeev) wrote,
Василий Сергеев
vasily_sergeev

Categories:

Без заголовка

Автор - Matrioshka. Это цитата этого сообщения
Петергоф. Часть 22.

В 1844 г. на уступе Бабигонской возвышенности был построен Сельский приказной домик по проекту архитектора А. И. Штакеншнейдера.

Сельский приказный дом на Бабигоне. Акварель, Мейер Иоганн Якоб. (1787–1858) 1850


Из сохранившейся описи домика следует, что он был двухэтажным и имел два наружных подъезда с колоннами, состоял из семи комнат с 20 окнами. На первом этаже находилась прихожая, зал, в котором на этажерках лежали земледельческие инструменты, и кабинет, где хранились печать петергофских вотчин и 7 планов петергофских деревень. На втором этаже находились передняя и зал.


Сельский приказный дом на Бабигоне. Литография Ф.П.Бореля по рисунку К.К.Циглера фон Шафгаузена, 1851-53


В глубине двора воздвигли отдельный флигель для кухни, избу для прислуги, сарай для парничных рам и амбар для хлеба.

К 1850 г. у Николая I возникла идея строительства Бельведера.

М. Зичи. Николай I на Бабигоне. 1853 г. (второй справа от императора - А. И. Штакеншнейдер). На заднем плане церковь Святой Александры на Бабигоне, а сам император изображен рядом с Сельским приказным домом.


Бельведер стали взводить рядом с домиком. Он мешал строительству, но император был неумолим и приказал, чтобы «домик оставался на месте впредь до окончания постройки Бельведера».

Император Николай I все же понимал, что Сельский домик от Бельведера придется убирать, и в 1853 г. приказал аналогичный возвести у склона перед деревней Низино, которую в это время начинали строить.

Домик же от Бельведера перенесли летом 1857 г. на Ораниенбаумский спуск, уже после смерти Николая I. О чем в книге «Материалы о городах Придворного ведомства. Город Петергоф», 1882 г., с. 129 сделана запись.

Общий вид на Бабигон. Гравюра Бореля по рисунку К.К.Циглера фон Шафгаузена, 1851-1853


Бельведер. Литография П.Ф.Бореля по рисунку К.К.Циглера фон Шафгаузена, 1851-53


Бельведер. Двухэтажный дворцовый павильон, находится в самой южной части парка, на Бабигонском холме.

Бельведер. Литография


Построен А. И. Штакеншнейдером в 1852–1856 гг.

Проект А.И.Штакеншнейдера, фасад со стороны восточного склона Бабигона


Предназначался для пикников императорской фамилии.


Здание поднято на массивном стилобате из монолитных гранитных блоков.

Дворец Бельведер, 1857—1862


Дворец Бельведер, 1857—1862





На площадку стилобата с восточного фасада ведёт двухмаршевая гранитная лестница, по сторонам которой ранее стояло шесть мраморных скульптур.

Лестница Бельведера


Лестница Бельведера


Лестница Бельведера


Это — главный вход, он был украшен величественным портиком с четырьмя фигурами кариатид, работы А. Теребенева (автора знаменитых Атлантов, являющихся одним из символов Петербурга) из серого с синеватым отливом сердобольского гранита. Эти кариатиды напоминают фигуры древнегреческого храма Эрехтейона на Акрополе в Афинах.








С западной стороны тоже устроен вход во дворец с небольшим гранитным крыльцом и четырьмя постаментами из красного гранита.



С галереи открываются перспективы окрестностей и Финского залива, видны Кронштадт и Санкт-Петербург.

Первый этаж Бельведера — подиум — прорезан высокими окнами. Его фасад оштукатурен в виде чередующихся узких и широких рустов; углы акцентированы пилястрами с коринфскими терракотовыми капителями.




На первом этаже был расположен Большой зал, занимавший основной объём, и кабинеты императора и императрицы.


Большой зал выделялся особой пышностью отделки — он был декорированный десятью каннелированными колоннами из каррарского мрамора, искусственным мрамором, лепкой и росписью; пол зала выстлан полированными мраморными плитами.













Как утверждают историки, особую ценность имеет мраморный мозаичный пол, привезенный в Бельведер из дворца Лавалей. Так он выглядел там.

Воробьёв М. Н., Интерьер зала в доме графини Лаваль. 1819


Воробьёв М. Н., Интерьер зала в доме графини Лаваль. 1819






К зале примыкали две небольшие очень изящные комнаты, великолепно отделанные в том же греческом стиле.

С нижнего этажа на верхний можно было подняться по изящной лестнице или на особом подъемном кресле.




На втором этаже размещались зал и комната.



Здесь можно выйти на балкон и полюбоваться видом.

Зал верхнего этажа


Зал верхнего этажа


Второй этаж решён наподобие античного периптера, для которого первый этаж служит подножием.


28 гранитных колонн с беломраморными базами и ионическими капителями несут сложный профилированный антаблемент с мраморным архитравом.


Между колоннами установлены ажурные чугунные решётки.



Полы крылец и колоннады выложены мозаикой.



Сохранился постамент, на котором располагалась бронзовая группа, изображающая полулежащего молодого скифа, на которого напал барс; собака, схватив барса за ухо, пытается оттащить его от своего хозяина.



Динамичная группа "Скиф, барс и собака" – подарок из Пруссии


По сторонам здания в 1856 г. были установлены на высоких постаментах две гальванопластические группы П. К. Клодта «Укротители коней».

Скульптурные группы П. П. Клодта


Гейрот А.


Эту композицию зодчий дополнил не свойственной античности террасой с декоративными вазами и каменной двухмаршевой лестницей с такими же вазами и скульптурой на постаментах.



Во время Великой Отечественной войны скульптурные группы Клодта безвозвратно исчезли.

Терраса у южного фасада - вид на восток


Справа одна из конных скульптур Клодта, впереди кусочек далекого вида на окрестности. А на переднем плане - легкая, кружевная решетка.
При восстановлении в 1953 - 1954 гг. вместо этой решетки была установлена другая - вероятно, в соответствии с первоначальным проектом А.И.Штакеншнейдера.



Сад перед дворцом и перголы были устроены садовым мастером П. Эрлером сразу после строительства дворца.


Сад дворца Бельведер


После Октябрьской революции во дворце был организован дом отдыха. Во время Великой Отечественной войны дворец серьёзно пострадал. В 1953–1956 годах были проведены реставрационные работы и вновь открыт дом отдыха. Сейчас здесь находится гостиничный комплекс.





Серия сообщений "Петергоф":

Часть 1 - Петергофское гулянье. Фотограф Батурина Юлия.
Часть 2 - Петергоф. Часть 1.
...
Часть 21 - Петергоф. Часть 20. Собор Святых Петра и Павла. Часть 2.
Часть 22 - Петергоф. Часть 21.
Часть 23 - Петергоф. Часть 22.


Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe
promo vasily_sergeev march 3, 2013 13:30 149
Buy for 100 tokens
В журнале формируются СОДЕРЖАНИЯ: указатели на то, как перейти к соответствующим ресурсам. Поисковикам, библиотекам, новостным агентствам, картинным галереям, блоггерам - путешественникам... Ну, типа оглавления рунета - таким я вижу свой журнал. Текущего оглавления. Или текущего содержания…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments