Василий Сергеев (vasily_sergeev) wrote,
Василий Сергеев
vasily_sergeev

Categories:

Без заголовка

Автор - Bo4kaMeda. Это цитата этого сообщения
Картина Сергея Судейкина «Моя жизнь — Приют комедиантов» (1916)

Bo4kaMeda


Сергей Юрьевич Судейкин (1882 — 1946)
«Моя жизнь — Приют комедиантов» 1916
Темпера, Картон
70 × 45 см
Собрание В. А. Дудакова и М. К. Кашуро


Картина написана в 1916 гг.

На ней изображены: сам художник (Арлекин), Ольга Глебова-Судейкина (Коломбина), Вера де Боссе (женщина в зеркале), Михаил Кузмин (Доктор), офицер Всеволод Князев, покончивший с собой из-за любви к Ольге Глебовой (Пьеро), а также, возможно, возлюбленные Ольги художник Савелий Сорин (в левом верхнем углу) и музыкант Артур Лурье (мужчина с арфой).

На картинке ниже возле каждого персонажа помещен его портрет, чтобы можно было убедиться в его узнаваемости.
✂…</font>">




И так: сам автор - С. Судейкин — изображен справа в виде Арлекина. В виде Коломбины изображена его жена — О. А. Глебова-Судейкина, с которой они расстались в 1915 г.]

В тот же год Судейкин сходится с Верой де Боссе. Они живут вместе много лет, вместе эмигрируют, и позже Вера Судейкина сходится с Игорем Стравинским. Она изображена в виде обнаженной женщины, лицо которой мы видим в зеркале. Исходя из ее портрета работы того же Судейкина можно предпоожить, что загадочный ребенок на картине — это тоже она.

Слева в черном костюме доктора Дапертутто изображен М. Кузмин. Брак Судейкина с О. А. Глебовой-Судейкиной распался после того, как она узнала о его гомосексуальной связи с Кузминым.

Таким образом, все узнанные персонажи связаны любовными нитями с автором картины. Отметим, что двое из них появляются в ахматовской Поэме без героя: Глебова-Судейкина в виде Коломбины, а Кузмин — в виде Владыки мрака, то есть черта.


Хвост запрятал под фалды фрака...
Как он хром и изящен...
Однако
Я надеюсь, Владыку Мрака
Вы не смели сюда ввести?
Маска это, череп, лицо ли —
Выражение скорбной боли,
Что лишь Гойя сумел передать.
Общий баловень и насмешник —
Перед ним самый смрадный грешник —
Воплощенная благодать...


В 1961 г. Ахматова пишет:

Больше всего будут спрашивать, кто же – «Владыка Мрака» (про Верстовой Столб уже спрашивали), т. е. попросту черт. Он же в «Решке»: «Сам изящнейший Сатана». Мне не очень хочется говорить об этом, но для тех, кто знает всю историю 1913 г., – это не тайна. Скажу только, что он, вероятно, родился в рубашке, он один из тех, кому все можно. Я сейчас не буду перечислять, что было можно ему, но если бы я это сделала, у современного читателя волосы стали дыбом. .

Общеизвестно, что речь идет о Кузмине.

Отметим, что Глебова-Судейкина появляется в поэме не только в виде Коломбины, но еще и в виде Путаницы, Психеи и Козлоногой. Все это — ее роли в разных пьесах, но для нас важнее, что это все — ее портреты работы Судейкина.



Портрет О. А. Глебовой-Судейкиной (1885 - 1945) в роли Путаницы
из одноименного спектакля Ю. Д. Беляева 1909 (1910?)
картон, гуашь, белила
91 х 82,5 см
Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина


В 1953 г. Ахматова пишет:

Кстати о путанице <..> Все, что я знала о ней до вчерашнего дня (6 июня 1953) было заглавие, портрет О. А. в этой роли, сделанный С. Судейкиным. Оригинал в Русском музее, авторская копия в Минске. Вчера мне принесли пьесу, поразившую меня своим убожеством. В числе источников поэмы прошу ее не числить.

Распахнулась атласная шубка – это именно про этот портрет.



Портрет О. А. Глебовой-Судейкиной 1905
(Псиша, персонаж одноимённой пьесы Ю. Д. Беляева - крепостная актриса XVIII века).
Бумага
32 × 48 см
Собрание Н. Н. Эфрон-Блох



Танец козлоногих. 1910-е годы
Ольга Глебова-Судейкина в Бродячей собаке


Таким образом, "Поэма без героя" теснейшим образом связана с картинами Судейкина, включая и "Мою жизнь".

Но кто же остальные герои картины? Естественно предположить, что Пьеро – это Всеволод Князев, покончивший собой в апреле 1913 г. Он был влюблен в Глебову-Судейкину, у него был гомосексуальный роман с Кузминым.

Тема его самоубийства – центральная в поэме:

На площадке пахнет духами,
И драгунский корнет со стихами
И с бессмысленной смертью в груди
Позвонит, если смелости хватит...
Он мгновенье последнее тратит,
Чтобы славить тебя.
Гляди:
Не в проклятых Мазурских болотах,
Не на синих Карпатских высотах...
Он — на твой порог!
Поперек.
Да простит тебя Бог!

(Сколько гибелей шло к поэту,
Глупый мальчик: он выбрал эту, —
Первых он не стерпел обид,
Он не знал, на каком пороге
Он стоит и какой дороги
Перед ним откроется вид...)

Это я — твоя старая совесть
Разыскала сожженную повесть
И на край подоконника
В доме покойника
Положила —
и на цыпочках ушла...


В поэме Ахматова прямо называет его “драгунским Пьеро”. И не удивительно: в стихах, опубликованных после смерти, он сам называет себя Пьеро:

Пьеро, Пьеро, — счастливый, но Пьеро я!
И навсегда я быть им осужден.
Не странно ли — нас четверо и трое,
И я один влюблен — и отделен!
Ах, рая дверь мне преграждают двое,
Но в «первый рай» я все равно введен, —
Пусть Арлекин закутан в плащ героя.
Моей любви не уничтожит он!
Я видел смех, улыбки Коломбины,
Я был обвит кольцом прелестных рук…
Пусть я — Пьеро, пусть мне победа — звук,
Мне не страшны у рая Арлекины,
Лишь ты, прекрасная, свет солнца, руки
Не отнимай от губ моих в разлуке.

И еще:

Вы милая, нежная Коломбина,
Вся розовая в голубом.
Портрет возле старого клавесина
Белой девушки с желтым цветком!
Нежно поцеловали, закрыв дверцу
(А на шляпе желтое перо)…
И разве не больно, не больно сердцу
Знать, что я только Пьеро, Пьеро?..


На картине Пьеро — с альбомом и пером в руке, то есть поэт. Фотография Князева немного в другом ракурсе, но мне кажется, понятно, что Пьеро на картине — это он.

Таким образом, на картине — не два, а три центральных персонажа "Поэмы без героя". Причем Князев умер за 3 года до картины.

Кто же остальные двое? Рискну предположить, что это другие два любовника Глебовой-Судейкиной: художник Савелий Сорин, с которым она ездила во Флоренцию в 1913 г., и музыкант и композитор Артур Лурье, с которым она впоследствии долго жила и вместе эмигрировала.

Таким образом, отношения между героями можно изобразить вот такой непростой схемой:





Дочитав последнюю фразу,
Не поймешь, кто в кого влюблен,

Анна Ахматова
Поэма без героя. Триптих (1940-1962)



idelsong.livejournal.com
evg-crystal.ru

.

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe
promo vasily_sergeev march 3, 2013 13:30 149
Buy for 100 tokens
В журнале формируются СОДЕРЖАНИЯ: указатели на то, как перейти к соответствующим ресурсам. Поисковикам, библиотекам, новостным агентствам, картинным галереям, блоггерам - путешественникам... Ну, типа оглавления рунета - таким я вижу свой журнал. Текущего оглавления. Или текущего содержания…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments