Василий Сергеев (vasily_sergeev) wrote,
Василий Сергеев
vasily_sergeev

Categories:

Хрупкая неувядающая красота: «Живые» фарфоровые букеты













Хрупкая неувядающая красота: «Живые» фарфоровые букеты мастеров прошлых веков и наших современников

Хрупкая неувядающая красота: «Живые» фарфоровые букеты мастеров прошлых веков и наших современников



На протяжении XVIII-XIX
столетий на знаменитых фарфоровых мануфактурах Европы создавались
настоящие шедевры – лепные цветочные композиции. Глядя на них,
невозможно поверить, что эти цветы ненастоящие, настолько совершенна
работа их создателей. Но и в наше время есть не менее талантливые
мастера, чьи работы поражают и восхищают не меньше.









Немецкая мануфактура Мейсен (Meissen Manufactory)

Начиная с
1740-х годов саксонские мастера стали обращать свое внимание на цветы,
произраставшие в местных садах, и пытаться воплотить их красоту в
фарфоре. Можно сказать, что именно они и положили начало такому
направлению, как европейская фарфоровая флористика. Однако, свои лепные
цветы они использовали лишь для скульптурного декорирования изделий –
посуды, ваз, часов, зеркал.














Французская мануфактура Royal de Vincennes (позже преобразованная в manufactory de Sevres, Севрскую мануфактуру)

Творческие
идеи мейсенских мастеров были подхвачены в Винсенне, но здесь художники
по фарфору пошли несколько другим путем. Они начали создавать из таких
лепных цветов целые букеты, поражавшие своим изяществом и красотой.
Вначале их фарфоровые букетики были небольшими, чаще всего это были 3-5
роз в окружении полевых цветов. Готовый букет либо помещали в фарфоровую
вазу, либо делали для него специальное основание из бронзы. C опытом
росло мастерство, увеличивалось и количество цветов в букетах.


В 1749 году была завершена работа над самым известным букетом - Bouquet de la
Dauphine, который был выполнен по заказу 17-летней дофины Марии Жозефы
Саксонской, супруги Людовика XV. Она подарила этот букет своему отцу
Августу III.




Bouquet de la Dauphine, Граван и Депьере, 1749 г.
Bouquet de la Dauphine, Граван и Депьере, 1749 г.



Букет
состоял из 470 самых разных цветов – здесь были розы и васильки,
нарциссы и мальвы, гвоздики, ноготки, примулы… На самом верху
красовались лилии. До сих пор этот великолепный букет считается эталоном
мастерства и непревзойденным шедевром.




Royal de Vincennes 1752 г.
Royal de Vincennes 1752 г.





Royal de Vincennes, приблизительно 1745-50гг.
Royal de Vincennes, приблизительно 1745-50гг.








Итальянская мануфактура Capodimonte (Каподимонте)

Неаполитанский фарфор марки Каподимонте очень легко узнать по - клейму - синей короне и букве "N" из белой глазури.









Цветочная корзина, фарфор
Цветочная корзина, фарфор





Ветвь роз и орхидей, фарфор
Ветвь роз и орхидей, фарфор





Декоративный букет «Гортензия»
Декоративный букет «Гортензия»





Декоративный букет «Розы и фиалки»
Декоративный букет «Розы и фиалки»



Фарфоровые цветы мастеров ИФЗ

В России, благодаря гению Дмитрия Виноградова, был тоже создан свой фарфор. И по
указанию Елизаветы Петровны в Санкт-Петербурге с 1744 года заработала
своя фарфоровая мануфактура, впоследствии и ставшая знаменитым
Императорским фарфоровым заводом. Уже на ранних этапах здесь тоже делали
цветы из фарфора, которыми украшали посуду. Лепными цветами, в
частности, был украшен большой сервиз, изготовленный для императрицы
Елизаветы Петровны.

Особенно модными лепные цветы стали в 30-е годы XIX века. Ими украшали не только
посуду, но и другие предметы обихода – люстры, часы, зеркала, камины,
составляли из таких цветов и целые букеты.


«Белый букет» знаменитого мастера

Своими интересными композициями славился мастер ИФЗ Петр Иудович Иванов. Для
этих целей он разработал особый рецепт, по которому получал очень
пластичную фарфоровую массу. Это позволяло мастеру проработать самые
мельчайшие детали.


Работой, ставшей вершиной творчества Петра Иванова и прославившей его, стал
знаменитый «Белый букет». До сих пор он считается непревзойденным
эталоном лепного фарфора.




Знаменитый «Белый букет» мастера П.И.Иванова
Знаменитый «Белый букет» мастера П.И.Иванова









Букет
имел внушительные размеры – около 70 см в диаметре, все детали
композиции – тонкие стебельки и тычинки, полупрозрачные лепестки - были
проработаны с поразительной точностью.


Автор
изготовил его специально для Всемирной международной выставки, которая
должна была пройти в 1851 году в Лондоне. Для того, чтобы обезопасить
транспортировку этого хрупкого и ценного груза, был сконструирован
специальный столик на рессорах. Но с отправкой груза задержались, и
букет на выставку не попал, остался в заводском музее. После смерти
мастера в 1856 году его способ изготовления фарфоровых цветов оказался
утраченным.


Полюбоваться на этот шедевр мастера Петра Иванова сейчас можно в Эрмитаже, в отделе «Музей Императорского фарфорового завода».

Многие
бились над разгадкой секрета мастера, но восстановить утраченную
технологию не получалось. Но спустя полтора века появилось несколько
сообщений насчет того, что супругам Пименовым с этого же завода все же
удалось раскрыть секрет. По разработанной методике они создали свой
фарфоровый букет, но почему-то эта история не имела продолжения.




Открытка с изображением букета Пименовых

Открытка с изображением букета Пименовых



Современные мастера

Евгений Андреев

Еще одним мастером, которому удалось приблизиться к технологии Петра Иванова,
стал Евгений Андреев, который в 2002 году получил патент на изобретение
способа получения пластичной фарфоровой массы. И теперь по этой
технологии он создает свои замечательные «живые» цветы.




Е.Андреев Букет фарфоровый. Бисквит, кохалонг, красное дерево. 2004 год
Е.Андреев Букет фарфоровый. Бисквит, кохалонг, красное дерево. 2004 год





Букет бисквитных цветов на яшме. 2004 год
Букет бисквитных цветов на яшме. 2004 год



Владимир Каневский

Говоря о фарфоровых цветах, конечно же, нельзя не остановиться на работах
Владимира Каневского. Этот великолепный мастер, который уже давно живет в
Америке, создает настоящие шедевры, на которые невозможно наглядеться.
Мастерство этого художника по фарфору поражает.

































Генерируется кнопка












Subscribe
promo vasily_sergeev march 3, 2013 13:30 149
Buy for 100 tokens
В журнале формируются СОДЕРЖАНИЯ: указатели на то, как перейти к соответствующим ресурсам. Поисковикам, библиотекам, новостным агентствам, картинным галереям, блоггерам - путешественникам... Ну, типа оглавления рунета - таким я вижу свой журнал. Текущего оглавления. Или текущего содержания…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments