Василий Сергеев (vasily_sergeev) wrote,
Василий Сергеев
vasily_sergeev

Без заголовка

Автор - Bo4kaMeda. Это цитата этого сообщения
Чернильницы. Собрание Государственного Эрмитажа.

Bo4kaMeda




01. Чернильница восьмигранной формы
Россия, Москва, 1894
Фирма П. А. Овчинникова
серебро, эмаль, золочение
18,3 х 17,0 х 11,5 см

✂…
">


02. Письменный прибор с чернильницей, песочницей и подсвечником
Россия, Тула, Конец XVIII в.
сталь, бронза
литье, чеканка, полировка, воронение, насечка, золочение
16 х 20 х 17,3 см
</font>



Чернильница — сосуд, в который во время письма периодически окунают незаправляемую перьевую ручку для набора порции чернил.

Чернильницы, в зависимости от страны, эпохи и назначения, изготовлялись разного размера и из различных материалов (камня, стекла, фарфора, металлов, полимеров), в том числе драгоценных. Могли (не обязательно) иметь крышку и подставку.

Особой разновидностью чернильницы является чернильница-непроливайка, которая, благодаря особой конструкции, препятствующей вытеканию чернил при наклоне или переворачивании (горлышко снабжено направленной внутрь ёмкости конусообразной воронкой), позволяла носить готовые к использованию чернила при себе, что являлось весьма важным до изобретения поршневых (заправляемых чернилами) и шариковых авторучек.



Чернильница в виде петуха
Россия, Между 1899-1908
Фирма Карла Фаберже
Автор: Раппопорт, Юлий Александрович. 1864-1916
серебро, нефрит, синтетические рубины
литье, чеканка
выс. 18,3 см




Чернильница-глобус
Россия, Конец XVIII в.
сталь
ковка, насечка, полировка, резьба
25,8 х 12 х 12 см


С каждым годом мы делаем все меньше записей ручкой и все больше набираем текст на клавиатуре компьютера. Возможно, сегодня ученикам интересно представить, как писали чернилами и перьевыми ручками. Процесс был не из легких, особенно для первоклашек. В неумелых руках перо скрипело, раздваивалось от сильного нажима, ломалось. После нескольких написанных букв перо снова опускали в чернильницу. Необходимо было, обмакнув перо, набрать нужное количество чернил и не поставить кляксу. Это умение приходило с годами вместе с мозолью на среднем пальце. С появлением опыта уходили испачканные руки и одежда, кляксы в тетради и пролитые на парту чернила. Вообще-то, нужно было очень постараться, чтобы вылить из непроливайки хоть каплю, благодаря особой и в тоже время простой конструкции. Почему-то считают, что знаменитые непроливайки – это советское изобретение, но первые «безопасные» чернильницы придумали английские стеклодувы. Изготавливая стеклянные сосуды для чернил, они стали загибать края склянки внутрь – при опрокидывании чернила попадали в глубину загиба и не выливались. Советская непроливайка была изготовлена по такому же принципу.

Тихо и безвозвратно уходят из нашей повседневной жизни вещи, еще недавно казавшимися такими необходимыми. Исчезла ручка со вставным пером, исчез вкладыш в школьные тетради (промокашка), исчезла и чернильница-непроливайка. (отсюда )



Чернильница в виде яйцевидной вазы со съемной остроконечной крышкой
Россия, Санкт-Петербург, 1825
платина, золото, сталь
чеканка, полировка, гравировка, воронение
высота: 17,5 см

Согласно выгравированной на пьедестале надписи чернильница изготовлена из первой отечественной платины, найденной на Урале в августе 1824 года. Тулово, выполненное из платины 950-й пробы, укреплено на лаконичном постаменте вороненой стали и увенчано золотой накладкой. Чернильница была преподнесена Александру I и вскоре попала в коллекцию драгоценностей русского Двора.



Чернильница "Охотники"
Франция, XIX в.
фарфор
роспись полихромная
высота: 9,2 см; длина: 14 см; ширина: 9,2 см




Чернильница "Крестьянин, везущий тачку дров"
Россия, Первая половина XIX в.
Первая половина XIX в.
фарфор
роспись надглазурная полихромная
14,4 х 11 х 7 см




Чернильница с крышкой "Крестьянин, везущий тачку дров"
Россия, 1820-е
Фарфоровый завод Ф. Я. Гарднера
фарфор
роспись надглазурная полихромная
15,2 х 11,8 х 7,3 см (а); 2 х 6,9 х 4,8 см (б)




Чернильница с крышкой "Крестьянин, несущий на спине вязанку дров"
Россия, Первая половина XIX в.
Фарфоровый завод Ф.Я. Гарднера (?)
фарфор
роспись надглазурная полихромная, позолота
13 х 12,5 х 8,4 см (а); 2,5 х 7,3 х 5,1 см (б)




Чернильница со скульптурой св. Георгия, поражающего дракона
Италия, Последняя четверть XV в.
Мастерские Феррары
полумайолика (меццо-майолика)
цветная глазурь
21,7 х 19 х 34 см




Чернильница с фигуркой св. Иеронима
Италия, Урбино, Между 1570 и 1600 гг.
майолика
полихромная роспись
выс. 33 см




Чернильница с фигуркой сидящего путто
Италия, Губбио, 1520-е
майолика
полихромная роспись
16 х 13,5 см




Чернильница: скульптурная группа с детьми, колыбелькой и собачкой
Россия, Середина XIX в.
фарфор
роспись надглазурная полихромная
11,5 х 13 х 11,2 см




Чернильница с фигурой старика, плетущего лапоть
Россия, Вторая четверть XIX в.
фарфор
роспись надглазурная полихромная, позолота
18,2 х 12,3 х 10,3 см




Чернильница с двумя крышками
СССР, 1936
Чернильный прибор "Обсуждение Сталинской конституции"
Государственный фарфоровый завод им. М.В. Ломоносова
Автор модели: Данько, Наталия Яковлевна. 1892-1942; Автор росписи: Кириллова, Мария Петровна. 1896-1980
фарфор, роспись надглазурная полихромная
18,2 х 41,3 х 21,3 см (а); 3,1 х 4,4 см (б); 3,2 х 4,5 см (в)




Прибор письменный с часами, чернильницей и песочницей
Россия, Санкт-Петербург, 1830-1840-е
малахит, бронза, эмаль
литье, чеканка, мозаика, золочение
17,8 х 28,3 х 17,2 см




Прибор письменный с часами в четырехгранном футляре
Россия, 1830-1840-е гг.
малахит, бронза, эмаль, стекло
резьба, шлифовка, полировка, мозаика, литье, чеканка, накатка, золочение, роспись монохромная
общий размер: 22,7 х 23 х 13,5 см; чернильница: 2,4 см; диаметр: 3,1 см; песочница: 2,7 см; диаметр: 3,1 см




Чернильный прибор
Россия, 1830-1840-е гг.
малахит, хрусталь, бронза
резьба, шлифовка, полировка, мозаика, литье, чеканка, накатка, золочение, выдувание, грань
общий размер: 11,8 х 31,5 х 21,5 см; а) основание: 9 х 21,5 х 31,5 см; б) песочница: 5,3 см; диаметр: 6,4 см; в) вазочка: 5,3 см; диаметр: 6,6 см; г) чернильница: 5,4 см; диаметр: 6,1 см




Чернильница в виде бочонка
Россия, вторая половина XIX в.
малахит, бронза
резьба, шлифовка, полировка, мозаика, литье, золочение
5,7 х 6,7 х 6,7 см




Чернильница в виде софы
Франция, 1760-1770-е гг.
гелиотроп, перламутр, золото
резьба, чеканка, гравировка, полировка
18,3 х 5,8 х 10,7 см
Дар польского короля Станислава-Августа Понятовского Екатерине II

Это изделие отличает не только необычная форма (диван, выдвижные валики которого служат чернильницей, песочницей и ящиком для перьев), но и великолепное декоративное решение. Резьба и полировка гелиотропа на лицевой стороне и перламутра – на оборотной, в сочетании с чрезвычайно тонкой чеканкой по золоту выдают руку мастера, в совершенстве владевшего многими техниками. Отсутствие именника в данном случае объясняется тем, что предмет мог быть специально заказан в виде ценного подарка. Согласно записи в инвентаре, письменный прибор был преподнесен Екатерине II от имени польского короля Станислава Августа 27 июня 1783 года, но датировать его следует более ранним временем. Гравировка перламутра, изящная и легкая, сближает изделие с пaрижскими работами 1730–1740-х годов, но активный рокайльный декор поверхности золота заставляет предположить, что прибор мог быть создан в 1760–1770-е годы.
Автор комментария: Ольга Костюк



Чернильница в виде головы собаки
Франция, 1880-1890
латунь
литье
27,5 х 24,5 см




Чернильница в виде ночника
Западная Европа (?), 1800-1820 гг.
бронза
золочение
14 х 12,5 х 6 см




Чернильница с крышкой
Франция, XIX в.
Севрская фарфоровая мануфактура
фарфор
роспись, позолота
высота 8,5 см; диаметр 9,3 см; пробка: диаметр 2,1 см; высота 2 см




Чернильница четырехугольная с припаяным к ней пиалом
Россия, XVII в.
медь, финифть, кость
гравировка
4,8 х 26,5 х 5,8 см




Чернильница-цилиндр
Россия (?), XIX в.
медь
серебрение
4,4 х 3 х 3 см




Чернильница-стопка в форме сапога
Россия, XIX в.
стекло бесцветное
выдувание, гранение, полировка
8,5 х 8,7 х 3,5 см




Родонитовая чернильница
Россия, Санкт-Петербург, кон. XIX - нач. XX вв.
родонит, серебро, стекло
резьба, шлифовка, полировка, литье
4,7; d-3,5 см (стеклянная вставка); а): 8 х 9,8 х 9,8 см (чернильница); б): 1,7 х 7,2 х 7,2 см (крышка)




Чернильница в виде постаментика с крышкой
Австрия, 1775-1780
фарфор
роспись полихромная, позолота
высота (с крышкой) 7,5 см; чернильница: высота 6,5 см; длина стороны 5,3 см; крышка: высота 2,5 см; диаметр min 2 см




Чернильница
Россия, XVIII в.
молочное стекло
выдувание, шлифовка, полировка, роспись полихромными эмалями
высота: 5,6; d-5,2 см




Чернильница
Россия, 1899 - 1903 гг.
Фирма Карла Фаберже
Мастер: Афанасьев, Фёдор Алексеевич, упоминается 1883-1920-е
серебро, золото, нефрит, рубин, бриллианты
литье, резьба, чеканка, гравировка, эмаль
8,6 х 6,7 х 6,7 см




Чернильница
Россия, 1900-е гг.
Мастер: Неваляйнен, Андерс Иоган. 1858-1933
дерево, серебро
12,2 х 13,5 х 17,8 см




Чернильница с фигуркой ящерицы
Россия, конец XIX в.
агат, бронза
резьба, окраска, шлифовка, полировка, литье
8,1 х 9,2 см




Чернильница в форме куба в оправе, с крышкой
Россия, нач. XX в.
агат крашеный, металл
резьба, шлифовка, полировка
5,3 х 5,3 х 6,4 см




Чернильница
Россия, 1854 г.
фарфор
роспись подглазурная полихромная
5 х 9,1 см




Чернильница стеклянная в вязаном бисерном чехле
Россия, Вторая половина XIX в.
стекло, бисер стеклянный, нити льняные
низание, вязание, выдувание в форму, работа ручная
5 х 4,5 х 4,5 см




Чернильный набор
Россия, XIX в.
дымчатый кварц, бронза
резьба, шлифовка, полировка, литье, чеканка, патинирование
чернильница: 5,6 х 13,8 х 10,6 см; крышка: высота: 6,2 см; общий размер: высота: 11,2 см




Чернильница или светильник
Создано: Восточное Средиземноморье. I в. н.э.
стекло прозрачное бесцветное
свободное выдувание
выс. 3,5 см




Чернильница
Иран, XII в.
бронза (латунь), серебро, медь
инкрустация
выс. 10,5 см




Чернильница
Россия, Конец XVII - начало XVIII вв.
медь
финифть, литье, скань
18,5 х 6,5 х 8 см




Чернильный прибор на подставке с двумя хрустальными чернильницами со съемными крышками
Россия, 1902-1911 гг.
Императорская Петергофская гранильная фабрика
Автор эскиза: Гун, Андрей Леонтьевич. 1841-1924
оникс, золоченая бронза, хрусталь
резьба, шлифовка, полировка, литье, чеканка, накатка, золочение
44 х 25,5 х 34,5 см (основание); 8,6 х 8,6 х 8,6 см (чернильницы); высота: 8,1; d-6,5 см (крышки); общая высота чернильницы с крышкой: 14,9 см




Чесменская чернильница
Франция, Париж, 1775-1778 гг.
Мастер: Демальи, Барнабе-Огюстен, ок. 1732-ок. 1793
бронза, серебро, черное дерево
литье, золочение, миниатюрная живопись по эмали
58,0 х 78,0 х 60,0 см




Чернильница с крышкой "Псковский храм"
СССР, 1930 г.
Государственный фарфоровый завод им. М.В. Ломоносова
Автор формы: Суетин, Николай Михайлович. 1897-1954; Автор рисунка: Суетин, Николай Михайлович. 1897-1954; Исполнитель росписи: Суетин, Николай Михайлович. 1897-1954
фарфор, надглазурная полихромная роспись
7,8 х 10,0 х 8,4 см




Чернильница с крышкой с росписью
СССР, 1923 г.
Государственный фарфоровый завод
Автор формы: Суетин, Николай Михайлович. 1897-1954; Автор росписи: Чашник, Илья Григорьевич. 1902-1929
фарфор
крытье надглазурное монохромное, роспись надглазурная полихромная
6,0 х 15,9 х 14,3 см




Чернильница с крышкой "Учеба"
СССР, 1934
Ленинградский фарфоровый завод им. М. В. Ломоносова
Автор модели: Данько, Наталия Яковлевна. 1892-1942; Автор росписи: Зайденберг, Татьяна Савельевна. 1903-?
фарфор, роспись надглазурная полихромная
14,5 х 21,5 х 11,6 см (а); 3 х 4,7 х 4,5 см (б)




Чернильница с крышкой "Физкультурницы"
СССР, 1934
Государственный фарфоровый завод им. М. В. Ломоносова
Автор модели: Данько, Наталия Яковлевна. 1892-1942; Автор росписи: Зайденберг, Татьяна Савельевна. 1903-?
фарфор, надглазурная полихромная роспись
21,6 х 18,8 х 12,3 см



hermitagemuseum.org

.

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe
promo vasily_sergeev март 3, 2013 13:30 149
Buy for 100 tokens
В журнале формируются СОДЕРЖАНИЯ: указатели на то, как перейти к соответствующим ресурсам. Поисковикам, библиотекам, новостным агентствам, картинным галереям, блоггерам - путешественникам... Ну, типа оглавления рунета - таким я вижу свой журнал. Текущего оглавления. Или текущего содержания…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments