Василий Сергеев (vasily_sergeev) wrote,
Василий Сергеев
vasily_sergeev

За всю историю никому не удалось "разоблачить" чудо схождения Благодатного огня, несмотря на многочисленные попытки.

Это пишет информационное агентство России "ТАСС", которому, наверно же, хочется, чтобы мы в его информацию верили. Но агентство это лжет, просто лжет, а "...единожды солгавши, кто тебе поверит?.." И не стыдно им, и не страшно за свою репутацию...

На самом деле "разоблачений" было более чем достаточно. В середине XX века профессор кафедры Священного Пи­сания Ветхого Завета и кафедры древнееврейского языка, известный магистр богословия и протоиерей Александр Осипов, пере­лопатив огромный исторический материал, показал, что никакого «чуда самовозгорания» никогда не было. А был древний символический обряд благословения огня, который зажигали священники над Гробом Господним в кувуклии.
Примерно в то же время, что и Осипов, похожую работу провел магистр богословия, доктор церковной истории, почетный член Московской духовной академии, а также член двух Поместных Соборов профессор Н. Успенский. Человек он в церкви не последний и очень уважаемый, награждён­ный целой кучей церковных орденов. Так вот, в октябре 1949 года на Совете Духовной академии он сделал обширный научный доклад об истории иерусалимского огня, в котором констатировал факт обмана паствы и даже объяснил причины возникновения легенды о самовозгорании:

«Перед нами стоит еще вопрос: когда появляются сказания о чудесном происхождении Святого огня и что было причиной к их возникновению?.. Очевидно, когда-то, не дав своевременно энергичного разъяснения своей пастве об истинном смысле обряда Святого огня, в дальнейшем они (иерар­хи. — А. Н) оказались не в силах поднять этот голос перед все возраставшим в силу объективных условий фанатизмом темных масс. Если это не было сделано своевременно, то позднее стало невозможным делом без риска за личное благо­получие и, пожалуй, целость самих святынь. Им осталось — совершать обряд и молчать, утешая себя тем, что Бог "как ведает и может, так и вразумит и успокоит народы"».

Выслушав доклад Успенского, церковники возмутились: зачем выворачивать грязное белье перед верующими? Тогдашний ленинградский митрополит Григорий Чуков выразил общее мнение:

«Я не хуже вас знаю, что это только благочестивая легенда. По существу - миф. Знаю, что есть в практике церкви немало и других мифов. Но не разрушайте легенд и мифов. Ибо, сокрушая их, вы можете сокрушить в доверчиво верующих сердцах простых людей и саму веру».

Однофамилец профессора Успенского — епископ Порфирий, живший еще при царе-батюшке, издал в конце XIX века книгу, в которой также рассказал, что такое огонь на Пасху в Иерусалиме...
Порфирий этот, кстати, тоже, не последний человек в церкви, именно он был организатором первой русской миссии в Иерусалиме. То есть он знал, о чем писал:

«В тот год, когда знаменитый господин Сирии и Палестины Ибрагим, паша египетский, находился в Иерусалиме, оказалось, что огонь, получаемый с Гроба Господня в великую субботу, есть огонь не благодатный, а зажигаемый, как зажигается огонь всякий. Этому паше вздумалось удостовериться, действительно ли внезапно и чудесно является огонь на крышке Гроба Христова или зажигается серною спичкою. Что же он сделал? Объявил наместникам патриарха, что ему угодно сидеть в самой кувуклии во время получения огня и зорко смотреть, как он является, и присовокупил, что в случае правды будут даны им 5000 пунгов (2 500 000 пиастров), а в случае лжи пусть они отдадут ему все деньги, собранные с обманываемых поклонников, и что он напечатает во всех газетах Европы о мерзком подлоге.
Наместник Петроаравийский Мисаил, и назаретский ми­трополит Даниил, и филадельфийский епископ Дионисий (нынешний вифлеемский) сошлись посоветоваться, что де­лать. В минуты совещаний Мисаил признался, что он в ку­вуклии зажигает огонь от лампады, сокрытой за движущейся мраморной иконою Воскресения Христова, что у самого Гроба Господня. После этого признания решено было смиренно просить Ибрагима, чтобы он не вмешивался в религиозные дела, и послан был к нему драгоман Святогробской обители, который и поставил ему на вид, что для его светлости нет никакой пользы открывать тайны христианского богослужения, и что русский император Николай будет весьма недоволен обнаружением сих тайн. Ибрагим-паша, выслушав это, махнул рукою и замолчал. Но с этой поры святогробское духовенство уже не верит в чудесное явление огня.
Рассказавши все это, митрополит до молвил, что от одного Бога ожидается прекращение (нашей) благочестивой лжи. Как он ведает и может, так и успокоит народы, верующие теперь в огненное чудо Великой субботы. А нам и начать нельзя сего переворота в умах, нас растерзают у самой часов­ни Святого Гроба».


Покривил, конечно, душой епископ Порфирий, не в том дело, что растерзают. Достаточно не ходить в часов­ню «Святого Гроба» - и не растерзают, да и в Писании ясно сказано: "Блажен муж, иже не идет в совет нечестивых". А в том дело, что не только "святые отцы" ежегодно загребают с доверчивых паломников большие миллионы, но и туристический бизнес, и гостиничный, и ресторанный, и транспортный... Да кто ж им позволит-то, "святым отцам", сказать правду?

И все же говорят. Не далее как в 2008 году, отвечая на вопросы российских журналистов, патриарх Иерусалимский Феофил окончатель­но поставил точку в этом вопросе, сказав, что сошествие огня — всего лишь обычная церковная церемония, представ­ление - такое же, как и всякие другие: «Репрезентация того, как весть о воскресении от кувуклия разошлась по миру».
Это признание вызвало грандиозный скандал. Не в мире, разумеется, где в чудо самовозгорания никто не верит, а на одной шестой православной части света. Наши церковные иерархи сами все знают про обман верующих, но с трибуны вынуждены защищать ложь. Не все, правда.
Иерусалимского Феофила фактически поддержал известный российский православный публицист Андрей Кураев, который присутствовал на пресс-конференции Феофила и слышал правду своими ушами. Именно его принципиальная позиция и послужила по­водом для скандала. Дело в том, что делегацию журналистов в Иерусалим возил Фонд апостола Андрея Первозванного, возглавлял который в то время президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин. Человек он весьма боговерующий, поэтому фонд проводит массу чрезвычайно дорогостоящих мероприятий.
Так вот, Якунин был чрезвычайно возмущен позицией Кураева. Он даже публично призвал церковное начальство примерно наказать дьякона, чтобы тот не смел больше правду говорить.
Subscribe
promo vasily_sergeev march 3, 2013 13:30 149
Buy for 100 tokens
В журнале формируются СОДЕРЖАНИЯ: указатели на то, как перейти к соответствующим ресурсам. Поисковикам, библиотекам, новостным агентствам, картинным галереям, блоггерам - путешественникам... Ну, типа оглавления рунета - таким я вижу свой журнал. Текущего оглавления. Или текущего содержания…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments