Василий Сергеев (vasily_sergeev) wrote,
Василий Сергеев
vasily_sergeev

Без заголовка

Автор - Liudmila5591. Это цитата этого сообщения
Музыка железных дорог



Первая железная дорога Российской империи связала Петербург и Царское село.
Её строительство началось 1 мая 1836 г., а открытие состоялось 11 ноября (по ст.ст.30 октября) 1837 года. 180 лет назад!

Какая первая мелодия о железной дороге приходит на ум?

Правильно!

"Попутная песня"
Муз. М.И. Глинки, сл. Н.В. Кукольника(1840)

Музыка Глинки в этой песне гениально передаёт движение, причем быстрое движение, настолько быстрое, что исполнитель едва успевает произносить слова, а мы не всегда успеваем следовать за текстом.

слушаем разные варианты исполнения











Попробуем совершить небольшое железнодорожное музыкальное путешествие!
Послушаем как музыка разных композиторов и исполнителей передает стук вагонных колес.

Поехали!





Слушаем музыку железных дорог!

Шарль Валантен Алькан.
«Железная дорога»
(1844)



Один из первых в музыкальной истории примеров имитации ритма движу­ще­гося поезда. Пятьсот с лишним тактов в совершенно невероятном темпе: про­граммный фортепианный этюд французского композитора-романтика Шарля Валантена Алькана не оставляет сомнений, чем именно железные доро­ги, но­вейшее достижение прогресса, прежде всего поражали современ­ников. «Желез­ная дорога» Алькана — упражнение главным образом на скорость игры: нотная запись предуведомлена указанием vivacissimamente (то есть «чрез­вы­чайно, необы­чайно оживленно»). Сыграть эту вещь в заявленном темпе (112 четверт­ных нот в мину­ту), так, чтобы каждая от­дель­ная нота была слыш­на, как счита­ется, почти невозможно — высказывались даже предположения, что в автор­ский текст вкралась опечатка.



Артюр Онеггер.
«Пасифик 231»
(1923)



Вероятно, одно из самых известных музыкальных изображений движущегося поезда принадлежит французскому композитору Артюру Онеггеру. Жанр своего произведения Онеггер характери­зовал как «симфоническое движение», и поначалу для него это действительно был всего лишь отвлеченный инстру­ментальный этюд, в котором автор экспериментировал с постепенным, «меха­нистическим» нарастанием и затуханием темпа и фактуры. Позже, однако, композитора осенило: получившаяся музыка напоминает звук, издаваемый железнодорожным составом, и не абы каким, а гигантом «Пасифик»! Так пьеса получила свое программное название, а вслед за ним и мировую известность. Онеггер был заворожен поезда­ми. «Локомотивы для меня — живые существа», — говорил он в одном из интервью.



Владимир Дешевов.
«Рельсы»
(1926)



Один из первых опытов железнодорожной музыки в России. В 1926 году ком­позитор Владимир Дешевов работал над музыкой к театральной постановке под названием «Рельсы» в жанре производственной мелодрамы; в соответствии с духом времени, в партитуре наряду с симфони­ческими оркестрами исполь­зо­­вались реальные промышленные звуки. Все, что осталось от этого экс­перимента, — лаконичная, но необычайно экспрессивная фортепианная мини­атюра с тем же названием.



Дюк Эллингтон.
«Daybreak Express»
(1933)



Дюк Эллингтон со своим джаз-бандом объездил все Соединенные Штаты Аме­рики, в том числе по железной дороге; он утверждал, что его успокаивает мер­ный стук колес, а еще что поезд — это редкое место, где можно отдохнуть от на­вяз­чи­вого внимания всех и каждого к его персоне. На юге страны, где го­стиницы в 1930-е все еще были сегрегированы — белые отдельно, черноко­жие отдельно, — Дюк предпочитал вовсе не покидать своего купе, иначе как для того, чтобы дать концерт; вагон просто перегоняли на запасной путь, под­клю­чали к бли­жайшей электроподстанции, и у Эллингтона и его коллег полу­чался своего рода передвижной отель. «Однако какой блюз эти южные кочега­ры иг­ра­ют на своих паровозных гудках!» — восхи­щался он и не преминул сам необы­чайно ярко изобразить движущийся поезд в композиции «Daybreak Express».



Оркестр Гленна Миллера.
«Chattanooga Choo Choo»
(1941)



Первый золотой хит в истории грамза­писи: 10 февраля 1942 года сингл Орке­стра Гленна Миллера с песней «Chattanooga Choo Choo» на первой стороне офи­циально превысил тираж в 1 200 000 экземпляров, по случаю чего Мил­леру вру­чили «Золотой диск». На популярность композиции, конечно, повлияло прежде всего то, что она звучала в вышедшем в августе 1941 года фильме «Се­ре­нада Солнечной долины». Авторами песни были двое крепких про­фес­сионалов американского шоу-бизнеса, много работавших для кино, — ком­по­зитор Гарри Уоррен и поэт Мак Гордон. Название треку дал городок Чатта­нуга, через который проходило большинство железнодорожных маршрутов, соеди­нявших Север и Юг США. Песня существует в огромном количестве вер­сий, но первый вариант Оркестра Гленна Миллера, в котором бандлидер убеди­тель­но изображает в первых тактах паровозный гудок на своем тром­боне, по-прежне­му остается каноническим.



Пьер Шеффер.
«Железнодорожный этюд»
(1948)



Один из первых образцов так называемой конкретной музыки — то есть той, которая не использует традиционные инстру­ментальные звучности, предпо­чи­­тая им звуки «немузыкального» происхож­дения. 5 июля 1948 года в эфире фран­цузского радио Radiodiffusion française впервые прозвучали произведения одного из его сотрудников — пионера электро­акустики, экспериментатора Пье­ра Шеффера. Вместе они назывались «Шумовыми этюдами»; в первом — «Же­лез­нодорожном» — Шеффер создает коллаж из стука колес, паровозных гуд­ков и прочих звуков отходящего от станции поезда. Материал для коллажа был записан им незадолго до того на станции Батиньоль в пригороде Парижа.



Kraftwerk.
«Trans-Europa Express», «Metall auf Metall», «Abzug»
(1977)



В сингловой версии песня «Trans-Europa Express» немецкой группы Kraftwerk — всего лишь невинный четырехминутный синтипоп-трек с характерным для ан­самбля роботизированным вокалом. На одноименном альбоме у него, одна­ко, несколько иная функция: вместе с инструментальной интерлюдией «Metall auf Metall» и репризой «Abzug» композиция длится почти 14 минут — примерно как время, за которое скоростной поезд преодолевает расстояние между род­ным для ансамбля Дюссельдорфом и любым из соседних немецких мегаполи­сов. Электронная поп-музыка, первопроходцами которой были Kraftwerk, кажется прямо-таки созданной для железнодорожных сюжетов: пре­жде музы­кантам приходилось имитировать стук колес поезда вручную — теперь можно было положиться на программиро­ванный ритм драм-машины; прежде звуки паровозных гудков воспроизводили с помощью тромбонов и саксо­фонов, те­перь в музыкальную ткань позволялось вплести реальный скрежет металло­конструкций.



Майкл Найман.
«Высокоскоростная музыка»
(1993)
Musique à grande vitesse.



1st region : 00:01
2nd region : 04:55
3rd region : 09:01
4th region : 17:19
5th region : 21:07


Этот список начался с произведения, воспевшего скорость движения железнодорожного состава в середине XIX века, — и закончится сочине­нием, сделав­шим то же самое в конце двадцатого.
«Высокоростная музыка» Майкла Найма­на была заказана композитору по важ­ному транспортному поводу: в 1993 году открылась ско­ростная желез­но­дорожная линия Париж — Лилль. Эти 26 минут почти безоста­новочной ритмической пульсации, опять-таки неуловимо напо­минаю­щей движение набравшего ход поезда, конечно, принад­лежат своему времени. «Тематические „превращения“, — комментирует произведение сам автор, — это ключ ко всей композиции: музыкальные идеи — мелодические, гармониче­ские, мотивные, текстурные — постоянно меняют свой облик, попа­дая во все новые и новые музыкальные „обстоятельства“». Смену этих «обстоя­тельств» кажется вполне естественным сравнить со сменой пейзажей за окном движу­ще­гося железнодорожного состава, а слушателя «Высокоскоростной му­зыки» — с его пассажиром.




http://arzamas.academy/materials/1413

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe
promo vasily_sergeev march 3, 2013 13:30 149
Buy for 100 tokens
В журнале формируются СОДЕРЖАНИЯ: указатели на то, как перейти к соответствующим ресурсам. Поисковикам, библиотекам, новостным агентствам, картинным галереям, блоггерам - путешественникам... Ну, типа оглавления рунета - таким я вижу свой журнал. Текущего оглавления. Или текущего содержания…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments